Познание / Психология

Мой ребенок самый непослушный

Мой ребенок самый непослушный

Думаете, ваш малыш самый непослушный? Задайте себе вопрос: «Что значит
«послушный»?» Ребенок, который безоговорочно выполняет все указания
старших или тот, кто умеет вести себя согласно общепринятым правилам? Каждый родитель даст собственный ответ.

Но у непослушания, как у любого проявления личности, есть объяснимые причины.

Поговорим о том, почему дети не слушают взрослых и как «победить» строптивое поведение?

Почему они не слушаются?

Причины непослушания детей бывают ситуативные и монументальные. Если
малыш устал, голоден, ему скучно или холодно, капризы становятся его
реакцией на текущее состояние.

Вспомните себя, когда забыли пообедать. К вечеру не остается ни одного желания, кроме как что-нибудь съесть или кого-нибудь убить. Это нормально, ведь если не удовлетворены базовые потребности, о высших смыслах и нормах приличия не может быть и речи. Так устроен человек.

Если говорить о детях, то одна из самых ярких потребностей — безопасность.
Это привычное состояние ребёнка, когда вокруг него знакомые доброжелательные люди, которые любят и принимают его. Безопасность не равно спасение жизни. Безопасность для ребенка равно безусловная любовь.

Если чадо ощущает, что мама тревожится, это знак, что безопасность нарушена. В ответ на лишение малыш может «показать козу» и начать вести себя «из рук вон».

Замечали, когда вы злитесь, ребёнок, как специально, не слушается и капризничает? Дело в том, что ваше состояние создает его мир. Вы и есть его вселенная.

Если случается землетрясение, трудно оставаться спокойным и вести себя, как будто ничего не произошло.

В ситуативном непослушании важно вернуть маленькому человеку равновесие. Сказать: «Мама злится, но это НЕ из-за тебя». И объяснить причины своего состояния.

Важно говорить с детьми о собственных чувствах и их проявлениях. Необъяснимая злость или гнев родителей могут вызвать у ребёнка недоумение и крушение привычной жизни, пусть и на маленький промежуток времени.

Взрослые часто игнорируют ребенка среди своих забот. Считают, что ему лучше не рассказывать о неприятностях, уберегая от проблем. Но ребёнок тоже человек. Только маленький. Он так же способен злиться, тревожиться. Если поведение малыша изменилось, лучше поговорить с ним о том, что происходит с вами или в семье, спросить, что его беспокоит. Можно объяснить малышу почти любое событие на доступных ему примерах.

«Когда вчера твой друг не поделился игрушкой, ты был зол на него? Так же и я злюсь на своего коллегу, потому что он не поделился со мной важными документами на работе». Так вы объясните собственные эмоции в данной ситуации.

Но бывает, что ребенок очень часто ведет себя неподобающим образом или не так, как бы вам хотелось. На это тоже есть причины.

Монументальное непослушание

Источник фото: https://elasticamagazine.com/2021/01/18/bobo-choses-for-president-nueva-coleccion-ss21/

Ребёнок не рождается капризным и непослушным. Таким его делают предлагаемые обстоятельства.

Сразу скажем, что опускаться в чувство вины: «я плохая мать, поэтому он такой», не стоит. Это не правда. И не продуктивно, не поможет решить проблему непослушания.

Вместо самобичевания подумайте, что может провоцировать «несогласное» поведение у вашего малыша? Вот несколько вариантов.

«Я не в безопасности всегда»

Если в семье высокий фон тревожности у взрослых, ребенок теряет чувство безопасности. Мама может беспокоиться о о работе, о взаимоотношениях, о ребёнке. Не так важно, о чем тревога. Важнее, как она ее переживает и транслирует.

Трансляция не всегда происходит посредством слов. Ребёнок, как спутниковая антенна, улавливает волны родительского беспокойства. Лучший способ избавить всех от напряжения — работать со своей тревогой.

Что делать?

Объяснить семье, что у вас сложный период, обратиться к психологу или
использовать «домашние» методы: медитацию, дыхательные техники. Любые упражнения для тела, которые расслабляют мышцы, помогают снять и эмоциональное напряжение. Подойдет йога, плавание и другие виды спорта.

Контролирующие и непоследовательные родители

Если ребёнок чувствует себя в плену родительской контроля, он сопротивляется. Любой пленник оказывает сопротивление. И это нормально.

Бесшабашное поведение подростков часто связано не с тем, что они «отбились от рук» или разлюбили маму. Они в периоде сопротивления. Он необходим и ведет к становлению важных личностных функций. Так человек учится отстаивать собственные границы, показывать другим свои желания и самостоятельность.

В каждом возрастном периоде есть кризис, без которого не подняться на следующую ступень внутреннего роста.

И каждый кризис сопровождает сопротивление.

В этом случае непослушание — это способ защитить свободу волеизъявления. Маленькие дети делают это открыто. Плачут, топают ногой и говорят: «Не буду!» Замечали, каким настойчивый и упрямым может быть малыш 3-х лет в своем желании или отказе. Это и есть проявление воли и «прощупывание» границ.

Ребёнку необходимо не только чувство безопасности на своей планете, но и знание, где заканчиваются ее границы. Он должен понимать, где «можно», а где «нельзя». Как «хорошо», а как «плохо». Все это он усваивает только опытным путём. Пробует шалить, чтобы понять, когда закончится родительское терпение.

Не думайте, что ваш малыш так проверяет вас на прочность. Это необходимое условие его развития.

Что делать?

Источник: https://kellyinthecity.com/preppy-rain-coat/#/

1. Быть последовательными в своих требованиях. Очертить круг обязанностей и правил, которые в вашей семье не нарушаются ни при каких условиях. Обсудите это со взрослыми, затем сообщите детям. Дети получат представление, что точно «можно» и «нельзя».

2. Разрешать все, что возможно разрешить. Это про запреты ради запретов. Когда ребенку запрещают естественно развиваться и проявлять инициативу, он становится замкнутым и непослушным.

Когда хотите сказать «нет», спросите себя: «А почему Что мешает?». Вы уверены, что нельзя прыгать по лужам, пройтись под дождем или ловить снежинки ртом? Может попробуете вместе с детьми?

Источник: https://kellyinthecity.com/preppy-rain-coat/#/

Чем больше исследовательской деятельности у малыша, тем ярче и полнее его восприятие мира. Так он учится, познаёт действительность.

3. Давать свободу в проявлении своих желаний и чувств. Каждый имеет право на чувства. И на их проявления. Невозможно запретить человеку грустить и плакать, если слезы льются.

Можно научить ребенка уважать чувства свои и других, если позволять ему их показывать. Нельзя сказать: «Не плачь, а то о тебе подумают плохо», «Не реви, маме стыдно». Вам не должно быть стыдно за эмоции другого человека, тем более если это ваш ребенок.

Вы можете научить проявлять их в другой форме. Лучше сказать, что вы видите его чувства и готовы помочь: «Я знаю, что ты очень расстроился, и тебе хочется поплакать. Пойдем сядем на лавочку, я поглажу тебя, а ты поплачешь. И поговорим об этом».

4. Давать возможность совершать ошибки и видеть их последствия. Для этого у ребенка должна быть свобода выбора решений в какой-то области его жизни. Давайте ребенку ту долю ответственности, которую он способен унести. При этом скажите, что поддержите его, даже если он ошибется. Ошибка — такая же часть развития, как и победа. Чем быстрее маленький человек научится принимать собственные ошибки, тем реалистичнее он будет смотреть на мир. Важно, что за промахи его не ругают, не принижают!

Родители принимают ошибку, как детский опыт, а не как «худшее поведение в мире».

Источник главного фото: https://www.lebook.com/lacreative/milk-magazine-mango-kids-advertising-2018