Австралийку Кейт Бланшетт с уверенностью можно назвать везучей женщиной.
Она встретила любимого мужчину Эндрю Аптона, драматурга и сценариста, когда ей было 27 лет, и вот уже почти 30 лет они счастливо женаты и воспитывают четверых детей. Она успевает заниматься благотворительностью, представлять известные бренды (например, знаменитость рекламировала аромат Si от Giorgio Armani и ювелирные украшения Louis Vuitton) и потрясающе выглядеть, регулярно попадая в списки самых изысканных и стильных звёзд. Хотя с трагедиями Кейт тоже знакома: когда ей было всего десять лет, от инфаркта скончался её отец. Печальное событие научило актрису ценить стабильность и безопасность в жизни, но в работе она предпочитает рисковать и нырять в неизведанное. Оттого в её фильмографии нашлось место самым разным персонажам: от английской королевы до эльфийки из Средиземья. По случаю 55-летия Бланшетт, которое она празднует 14 мая, рассказываем о главных проектах в её карьере.
«Елизавета» (1998)
Англия, 1558 год. На престол страны, расколотой внутренними конфликтами на религиозной почве, восходит юная Елизавета (Бланшетт) — дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Неопытной, но прозорливой и умной королеве предстоит противостоять Испании, Франции и самому папе римскому, а также понять, можно ли доверять старым друзьям и новым знакомым.
На тот момент у Кейт за плечами уже были годы работы в театре, а вот в кино она снималась не часто. Из-за этого студия не хотела утверждать её на главную роль, но кандидатуру актрисы отстоял режиссёр фильма Шекхар Капур. Саму же Бланшетт волновало только то, что до неё в королеву-девственницу перевоплощались великие Бетт Дэвис и Джуди Денч, и она не была уверена, сможет ли добавить что-то новое к известному образу.
«Авиатор» (2004)
Неугомонный миллиардер Говард Хьюз стремится добиться успеха во всём, за что берётся. Он — кинопродюсер, режиссёр, пилот, авиаконструктор и покоритель дамских сердец, перед которым не устояли даже Кэтрин Хепберн (Бланшетт) и Ава Гарднер. Но за фасадом внешнего благополучия скрываются фобии эксцентричного магната и его борьба с психологическими расстройствами.
Для Бланшетт ключевым фактором при выборе проекта служит фигура его режиссёра. По её признанию, она выполнила бы любую просьбу Мартина Скорсезе, в том числе и столь непростую, как эту: воплотить на экране образ непревзойдённой Кэтрин Хепберн — одной из самых титулованных актрис за всю историю кино.
«Жасмин» (2013)
Привычный мир Жасмин (Бланшетт), которая годами жила в роскоши и достатке, рухнул. Оказалось, что её муж промышлял финансовыми махинациями, после обнаружения чего они лишились всего состояния. Некогда светская львица перебирается из Нью-Йорка к сестре в Сан-Франциско и старается смириться с безрадостным поворотом судьбы.
Как и в случае со Скорсезе, Бланшетт мечтала поработать с Вуди Алленом, поэтому, когда он предложил ей эту роль, она незамедлительно согласилась. На удивление печальный фильм режиссёра потребовал от неё максимальной собранности и тотального погружения в трагический образ героини. Как вспоминает актриса, вживаясь в опустошённую Жасмин, потерявшую общественный статус и впадающую в депрессию, она начала страдать бессонницей и всё время повторяла, что не должна опозорить ни себя, ни Вуди. Опасения были излишни: впечатляющее перевоплощение Кейт в женщину на грани срыва принесло ей вторую статуэтку премии «Оскар».
«Манифесто» (2016)
13 разных персонажей (все роли исполняет Бланшетт), среди которых бездомный, панк и учитель, зачитывают отрывки из ключевых манифестов преимущественно XX века. Из уст героев вылетают слова, принадлежащие Карлу Марксу, Василию Кандинскому и Джиму Джармушу, а местом действия для высказываний выступают мусорная свалка, вечеринка и даже похороны.
Проект начинался как арт-инсталляция немецкого художника Джулиана Розефельдта, а после вырос в полнометражную картину. Услышав идею Розефельдта, Кейт ужасно испугалась, что в кадре будет говорить лишь она одна, но всё же согласилась принять участие в его замысле. Съёмки заняли чуть больше десяти дней, и актриса даже в перерывах не выходила из образов. Один из её самых любимых — ведущая новостей, а в другом эпизоде, в сцене семейного обеда, она снималась вместе со своей настоящей семьёй: мужем и детьми. Череда сменяющихся причёсок, грима и акцентов помогли Бланшетт ещё раз проявить многогранный талант и доказать, что ей по силам перевоплотиться в любого человека.
«Тар» (2022)
Лидия Тар — выдающийся современный дирижёр, первая женщина, возглавившая Берлинский филармонический оркестр. Она выпускает книги, раздаёт интервью и преподаёт в Джульярдской школе. Но её успех и репутация оказываются под угрозой, когда появляются подозрения, что она как-то причастна к самоубийству бывшей ученицы.
Режиссёр Тодд Филд уверяет, что писал роль специально для Бланшетт, и без неё фильм вообще бы не состоялся. Понять его можно: для воплощения такого сложного и глубокого персонажа, как Лидия, одновременно притягательного и отталкивающего, требуется большое мастерство. И полная самоотдача.
Кейт настолько слилась с героиней, что исполнила, по признанию многих, самый мощный перфоманс в карьере и заслуженно получила приз Венецианского кинофестиваля!