Личность / Персона

Мексиканская история ужасов: выдающиеся фильмы Гильермо дель Торо

Мексиканская история ужасов: выдающиеся фильмы Гильермо дель Торо Мексиканская история ужасов: выдающиеся фильмы Гильермо дель Торо

В детстве известный мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо любил подглядывать, как родители смотрят фильмы ужасов. Но подобное кино его совсем не пугало, скорее напротив, вызывало интерес и даже манило.

Научившись читать, мальчишка обожал лишь страшные сказки, а различные чудища нравились ему до жути.

Да и в реалистичность мрачных сюжетов поверить Гильермо было не так уж сложно, ведь он сам сталкивался с ними не раз.

Например, его религиозная бабушка подкладывала внуку в ботинки металлические крышки с зазубренными краями, чтобы он усмирял плоть, и даже пыталась изгнать из него злых духов.

А в более зрелом возрасте дель Торо пережил похищение отца, которого чудом удалось спасти благодаря усилиям Джеймса Кэмерона — одного из приятелей постановщика. Возможно, оттого всё его творчество сконцентрировано вокруг потустороннего и пропитано нежностью к монстрам, через которых он раскрывает острые социальные темы и рассуждает о человеческих изъянах. В своих картинах режиссёр создаёт удивительные миры (в этом ему помогает 10-летний опыт работы в сфере спецэффектов и навыки пластического грима), в которых сплетаются прекрасное и ужасное и которые так увлекают зрителей. По случаю 60-летия одного из самых почитаемых кинематографистов погружаемся в его завораживающие фильмы и стараемся разглядеть красоту в придуманных им чудовищах.

«Хребет дьявола» (2001)

Гильермо дель Торо Хребет дьявола
«Хребет дьявола» (2001)

После гибели отца-мятежника на войне маленький Карлос попадает в отдалённый приют для мальчиков «Санта-Люсия». Но суровые условия и недружелюбие остальных ребят — не самое страшное, с чем он сталкивается, ведь в здании обитает призрак ребёнка, которого все называют «тот, кто вздыхает». 

Это первая часть задуманной дель Торо трилогии о Гражданской войне в Испании и сверхъестественных силах, помогающих преодолеть страх перед фашизмом (стоит отметить, что последний фильм так и не был снят). Сценарий Гильермо написал ещё в колледже, но воплотить его в реальность удалось только после заметных успехов в кинематографе. Поддержали его в этом братья Педро и Агустин Альмодовары, которые выступили продюсерами проекта. На удивление, в этой трагичной истории нет странных созданий, поражающих воображение, дух погибшего мальчика пугает лишь в паре эпизодах, а ужас больше наводят алчность и жестокость людей. Глубоко печальная картина была тепло встречена публикой и, по мнению самого режиссёра, является одной из лучших его работ.

«Хеллбой: Герой из пекла» (2004)

Гильермо дель Торо Хеллбой
«Хеллбой: Герой из пекла» (2004)

Во время Второй Мировой войны учёные, примкнувшие к фашизму, открывают врата ада, чтобы вызволить оттуда демона. По замыслу он должен усилить их армию, но в ход ритуала вмешиваются американские солдаты, которые закрывают портал. Несмотря на это, одному чертёнку всё же удаётся вырваться наружу. Теперь его зовут Хеллбой, и ему придётся научиться жить среди людей. 

Фильм основан на одноимённом комиксе, так что супергеройское кино не прошло мимо дель Торо. Долгие годы он вынашивал данную идею, но тогда в её успех никто не верил, из-за чего найти под неё финансирование было весьма проблематично. И только после выхода другого проекта режиссёра по комиксам — «Блэйда 2» (2002), ставшего кассовым хитом, ему дали шанс. Гильермо признаётся, что Хеллбой — его автопортрет (они даже родились в один день — 9 октября, правда, с разницей в 20 лет), и в персонаже он видит своё отражение: ему присущи те же черты и такое же соотношение тёмной и светлой сторон. На экранах, конечно же, по привычным канонам добро побеждает зло, что несомненно понравилось зрителям, и приключения дитя ада получило продолжение, которое вышло в 2008 году. 

«Лабиринт Фавна» (2006)

Гильермо дель Торо Лабиринт Фавна
«Лабиринт Фавна» (2006)

Испания, 1944 год. Вместе с беременной матерью юная Офелия перебирается в провинциальную глубинку к отчиму — жестокому капитану Видалю, который борется с партизанами. Рядом с домом девочка натыкается на лабиринт, где знакомится с фавном и узнаёт, что она — пропавшая принцесса волшебного королевства, куда ей позволено будет вернуться, стоит только пройти три испытания. 

Как часто бывает с творениями дель Торо, на первоначальном этапе это фэнтези, в котором вновь центральное место занимают ребёнок и фашизм, мало кто понимал. Даже съёмочная группа не верила в задумку и недоумевала, что в истории о войне делает такое мифическое существо, как фавн? Но к подобной реакции Гильермо привык и не отступил от авторского видения проекта. К счастью, на его реализацию у постановщика был достаточный бюджет, чтобы не сдерживать воображение. Так появились на свет его самые эффектные создания, например, Бледный человек, у которого глаза расположены на ладонях (актёру Дагу Джонсу требовалось около четырёх часов, чтобы забраться в костюм героя). Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, где он заслужил 22-минутные аплодисменты, за которыми последовали мировое признание и несколько побед на «Оскаре».

«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Гильермо дель Торо Тихоокеанский рубеж
«Тихоокеанский рубеж» (2013)

Земля на грани исчезновения: из водных глубин на неё нападают инопланетные чудовища — кайдзю. В надежде хоть как-то им противостоять люди изобретают егерей — огромных роботов, управляемых двумя пилотами, которые соединены между собой нейронной связью. Но шанс одержать верх у человечества появляется только тогда, когда к сражению подключаются оставшийся без напарника Райли и неопытная Мако.

Изначально дель Торо выступал в качестве продюсера фильма, но после того, как его долгожданная экранизация «Хребтов безумия» Говарда Лавкрафта в очередной раз оказалась на паузе, он занял и режиссёрское кресло. Гильермо заинтересовался проектом, прочитав краткое изложение идеи всего на четырёх страницах. Он сразу же приступил к созданию кайдзю и основательно взялся за сценарий вместе с Трэвисом Бичемом. Постановщик вспоминает, что продумывать устройство гигантских роботов было также увлекательно, как и более привычных для него монстров, и он полностью погрузился в процесс. Результат превзошёл все ожидания: необычный боевик собрал внушительную кассу и стал одним из самых масштабных работ дель Торо. 

«Форма воды» (2017)

Гильермо дель Торо Форма воды
«Форма воды» (2017)

На дворе 1960-е. Элайза — немая уборщица правительственной лаборатории. Она живёт по расписанию, и один её день мало чем отличается от другого. Но всё меняется, когда во время работы девушка обнаруживает странное существо вроде амфибии, которое держат в заточении, и влюбляется в него. 

Ребёнком дель Торо посмотрел «Тварь из Чёрной лагуны» (1954) и был уверен, что героиня Джули Адамс и невероятное создание будут вместе, но этого так и не случилось. Примерно через 50 лет он исправил оплошность и видоизменил сюжет.

Как считает режиссёр, у любви нет границ и она, как вода, смывает все препятствия на своём пути и принимает любую форму.

Вот основной посыл, который он закладывал в картину. Глубокие смыслы Гильермо во многом выразил с помощью визуального ряда. Например, в квартире Элайзы превалируют холодный свет и сине-голубые оттенки, производящие впечатление, что пространство находится под водой. Пронзительная и красивая история принесла постановщику две статуэтки «Оскар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» и позволила ему приступить к проектам, которые казались ему невозможными. Так в 2022 году Гильермо выпустил мультфильм о Пиноккио, а совсем скоро должна выйти его версия происхождения чудовища Франкенштейна, которое, наверняка, получилось у дель Торо куда более человечным, нежели остальные персонажи. Впрочем, как и все его любимые монстры!