Исключение — лучшее слово для описания жизненной траектории Мэрил Стрип. Она столкнулась с бестактностью на первом же серьёзном кастинге, когда продюсер Дино Де Лаурентис назвал её уродливой, но дала отпор и пробилась в кино. Она потеряла жениха в 29 лет (актёр Джон Казале умер от рака лёгких), но вскоре встретила скульптора Дона Гаммера, за которым уже 45 лет замужем. Она воспитала четверых детей, но делала перерывы в карьере лишь на время беременностей. Она перешагнула 40-летний рубеж, но после него сыграла многие значимые роли. Она знаменита уже несколько десятков лет, но до сих пор сама гладит одежду.
При этом среди её работ достаточно и тех, которые академики проигнорировали, но они не менее ярко подчёркивают талант Мэрил. Именно из них выбрали пятёрку разножанровых проектов по случаю 74-летия именитой актрисы.
Фэнтези — «Смерть ей к лицу» (1992)
Актриса неразрывно связана с трагическими образами, оттого ещё большую ценность приобретают легковесные фильмы с её участием. Например, эта фэнтезийная чёрная комедия о заклятых подругах Мэдлин и Хелен, которые в погоне за неувядающей красотой готовы на всё. Даже выпить волшебный эликсир бессмертия, имеющий неожиданный побочный эффект.
Такой причудливой, забавной и смешной Мэрил ещё не была. Правда, сам фильм, который в дальнейшем она назовёт то ли в шутку, то ли взаправду документальной картиной о старении в Лос-Анджелесе, критики и зрители в начале 90-х не оценили: он с трудом отбил бюджет и получил нелестные отзывы. Зато сейчас, в эру тотального стремления к идеалу, отчётливо видно, насколько лента опередила время, отразив оказываемое на женщин давление по поводу их внешности. Теперь она считается культовой, а такие звёзды, как Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй, задумываются о её ремейке.
Триллер — «Дикая река» (1994)
Ещё одна непростая задачка — отыскать в фильмографии актрисы напряжённый триллер. Особенно не связанный с политикой или общественно резонансным делом. Этот слот занимает проект Кёртиса Хэнсона о семье, встречающей во время рафтинга жестоких преступников. Главной героине Гейл необходимо стать проводником для неопытных попутчиков, которые угрожают её близким.
Изначально Стрип предполагала, что съёмки не потребуют от неё больших физических усилий, и многие сцены будут создаваться «понарошку» где-нибудь на берегу возле воды. На деле же ей действительно предстояло управлять лодкой и преодолевать пороги в живописных районах Монтаны и Южного Орегона. Хотя сложные трюки выполняли дублёры, и на площадке присутствовали инструкторы для обеспечения безопасности, в один из изнурительных дней Мэрил смыло с плота, и она чуть не утонула. Опасная ситуация под стать затруднительному положению её Гейл, которая, пожалуй, является одной из самых крутых и отважных среди всех персонажей Стрип.
Байопик — «Часы» (2002)
В экранизациях актриса снимается регулярно, но снятая по роману Майкла Каннингема — особенная: она содержит биографические элементы из жизни известной писательницы. В центре повествования три женщины из разных эпох, которых связывает книга «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф и гнетущее эмоциональное состояние. В 1923 году сама Вирджиния задумывается о самоубийстве, в 1951 — Лара задыхается в идеальном браке, а в 2001 — Кларисса пытается справиться с грядущей утратой друга.
Стрип не могла представить, как такой сложный первоисточник с нелинейным сюжетом возможно перенести на экран. Поверить в проект ей помог сценарист Дэвид Хэа, ловко умеющий передавать любые сокровенные мысли людей. Мэрил перевоплотилась в Клариссу и, чтобы наиболее полно вжиться в роль, она не стала перечитывать «Миссис Дэллоуэй», решив, что героиня познакомилась с произведением в юности и ничего не поняла. Ей с партнершами по съёмочной площадке — Николь Кидман и Джулианне Мур — удалось настолько достоверно изобразить чувственный портрет женщин, изо всех сил стремящихся вырваться из обыденности, что они втроём получили общего «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.
Ромком — «Простые сложности» (2009)
Джейн — точно одна из них. Ей за 50, она в разводе и только что отправила младшего ребёнка в колледж. Но женщина и не думает унывать, ведь как раз сейчас в её жизни намечаются страстные деньки: за ней одновременно решили приударить новый знакомый и бывший муж.
Раньше Стрип считала, что истории, подобные этой, никому не нужны на больших экранах, ведь зрители постарше не покупают билеты в кино, а смотрят телевизор дома. Постановщица и сценаристка Нэнси Майерс — мастерица захватывающих любовных и семейных сюжетов — её переубедила, предложив роль цветущей Джейн. Каст собрался отменный: ведущие мужские партии исполнили Алек Болдуин и Стив Мартин. Романтические перипетии не в юном возрасте оказались столь увлекательными, что фильм собрал внушительную кассу. Очевидно, аудитории в годах не хватало персонажей, близких ей по опыту, с которыми легко себя соотносить.
Детектив — «Большая маленькая ложь» (2017-2019)
Сериалы нынче особенно популярны, и актриса предусмотрительно не обходит их стороной. Первым наиболее заметным в её послужном списке стал проект под продюсированием Риз Уизерспун. Пять семей из благополучного калифорнийского городка замешаны в трагедии на благотворительном вечере. Действительно ли это случайность, или кто-то повинен в убийстве?
Отчасти в шоу Стрип напросилась сама. На «Золотом глобусе» она напомнила Николь Кидман — исполнительнице одной из ролей и продюсеру — о давнем предложении присоединиться к их команде. Именно в качестве свекрови героини Кидман Мэрил появилась во втором сезоне. Актрису прельстили возможности сыграть недосказанность между персонажами и приложить руку к созданию столь волнующего мира. К тому же ей было интересно исследовать темы дефицита материнской заботы и его печальных последствий. Смелый шаг для многодетной матери, который в очередной раз подтвердил профессиональное бесстрашие непревзойдённой Мэрил Стрип.
P.S. Для тех, кто хочет насладиться более свежими работами актрисы, предлагаем посмотреть сериал «Экстраполяции», который вышел на Apple TV+ этой весной, и дождаться премьеры третьего сезона «Убийства в одном здании».