Первые шаги в профессии Кристофер Нолан совершил будучи ребёнком.
Примерно в то же время он посмотрел «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, затем перевыпуск «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и приступил к съёмкам собственных историй по мотивам любимых фильмов.
В колледже, где он изучал английскую литературу, Нолана больше всего интересовал киноклуб. Вскоре молодой человек занял в нём пост президента и на полученные от показов деньги вместе с соратниками снимал и монтировал короткометражки. Дебютом в полном метре стал фильм «Преследование» 1999 года. Кристофер трудился над ним по выходным, основными локациями послужили улицы Лондона и квартиры друзей, а в кадре были задействованы непрофессиональные актёры. Вот такое начало!
Сейчас в распоряжении Нолана миллионные бюджеты, талантливые артисты и творческая свобода (он снимает по своим же сценариям, имеет право финального монтажа и не устраивает тестовые просмотры). 30 июля Кристоферу исполняется 52 года. По случаю дня его рождения вспоминаем самые интересные работы постановщика.
«Помни» (2000)
Самоучка Нолан добился успеха со второй попытки. Следующий после «Преследования» фильм сорвал аплодисменты на кинофестивале в Венеции. «Помни» — на первый взгляд классическая лента о мести. Леонарда (Гай Пирс) сжигает изнутри желание поквитаться с убийцей жены. Один нюанс: нарушение кратковременной памяти усложняет планы главного героя. Зато позволяет Кристоферу довести прославившее Квентина Тарантино нелинейное повествование, кажется, до абсолюта и рассказать историю задом наперёд: от финала до зачина.
Картина, в основе которой лежит рассказ младшего брата, постановщика Джонатана Нолана (и в дальнейшем соавтора нескольких проектов Кристофера), оказалась сенсацией. О Нолане заговорили как о новаторе, а его режиссёрский почерк приобрёл характерные черты: заигрывание со временем и умение так перевернуть простой нарратив, что к нему хочется возвращаться снова и снова, разбирая не замеченные ранее детали.
«Тёмный рыцарь» (2008)
Нолан — редкий режиссёр, умеющий создавать авторские блокбастеры. Его Бэтмен отлично это доказал. Вдохновлённый нуаром, Кристофер пересмотрел жанр кинокомиксов и приравнял его к триллеру и криминальной драме. Во второй части трилогии ещё больше превалирует серьёзность, и, судя по сборам (лента стала четвёртой в мире, заработавшей свыше 1 млрд $), публике не хватало этой мрачной реалистичности в супергеройском кино.
В «Тёмном рыцаре» скрывающемуся под маской Брюсу Уэйну (Кристиан Бэйл) противостоит Джокер — наводящий ледяной ужас на весь Готэм психопат. У фильма длинный список достоинств (например, крепкий сценарий и масштабный экшен), но главный антагонист в исполнении Хита Леджера запоминается лучше всего и надолго врезается в память. Трагическое обстоятельство, связанное со смертью актёра за полгода до премьеры, накладывает на ленту печать фатальности и усиливает чувство безысходности, царящей на экране.
«Начало» (2010)
Ещё один лейтмотив творчества Нолана — размытость между фантазией/сном и реальностью — отчётливо пробился в фильме-ограблении 2010 года. Гениальный вор по имени Кобб (Леонардо Ди Каприо) способен извлечь тайную информацию из закоулков разума любого, кто пребывает в глубоком сне. Но для выполнения нового задания ему необходимо совершить обратное: внедрить определённую мысль наследнику влиятельной империи. Взамен Кобб получит шанс воссоединиться с семьёй.
Сценарий сюрреалистического боевика занял у Нолана около 10 лет. Он старался уложить все задуманные детали в единый пазл, который был бы понятен зрителям. Многоэтажный сюжет Кристофер доходчиво объясняет с помощью параллельного монтажа и разной цветовой палитры каждого уровня сна. Подобные приёмы позволяют не терять нить повествования, а переживания героев, знакомые каждому (вроде чувства вины или разочарования), помогают установить с ними связь и проявить эмпатию. Отсюда такая народная любовь. К тому же идея возможности проживать несколько жизней и открытый финал ленты до сих пор будоражат воображение.
«Интерстеллар» (2014)
«Мужик полетел в космос и застрял между шкафами» — популярный запрос, по которому зрители ищут этот фильм, забыв его название. Более короткий и точный синопсис сложно представить. Но всё же «Интерстеллар» у Кристофера вышел чуточку сложнее. В центре сюжета овдовевший фермер, а в прошлом бывший пилот НАСА Джозеф Купер (Мэттью МакКонахи). Вместе с группой учёных он отправляется в космическое путешествие сквозь червоточину, чтобы отыскать планету, способную стать новым домом для людей. Куперу предстоит не только спасти человечество, но и вернуться к собственным детям.
У картины высокие зрительские оценки и хороший рейтинг профессиональных критиков, но всё же эта работа Нолана остаётся самой неоднозначно воспринятой. Одни до сих пор спорят о достоверности научных фактов, которыми перегружена лента. Других раздражает её чрезмерная сентиментальность и неестественные, пафосные речи героев. А третьи просто наслаждаются фантастической историей и захватывающим визуалом. И таких, по всей видимости, большинство. Недаром российская аудитория назвала «Интерстеллар» лучшей зарубежной драмой 2014 года, а в 2015 году она возглавила топ самых скачиваемых фильмов в мире.
«Довод» (2020)
«Главный фильм года», «Opus magnum Кристофера Нолана», «Очередная вариация Джеймса Бонда» — чего только не писали перед выходом «Довода». Считалось, что фильм реанимирует прокат и вернёт зрителей в кинотеатры после пандемии. Чудо не произошло: касса в 365 млн $ выглядит не слишком серьезно против внушительного 200-миллионного бюджета. Но скромные сборы не помешали ленте превратиться в культурный феномен, которому посвящено множество тотальных разборов и забавных мемов.
В шпионском боевике агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон) объединяется с британским разведчиком (Роберт Паттинсон), чтобы предотвратить мировую угрозу. В ходе операции герои узнают об инверсии времени, обращающей любые события вспять. Фильм-палиндром (и по названию, и по структуре) подкупает тщательной проработанностью, изобретательными съёмками и эффектными драками. Из минусов: по некоторым мнениям, ложная сложность и малочувствительные, почти механические персонажи. Тем не менее у этого впечатляющего аттракциона немало почитателей, в числе которых даже сам Том Круз!
Возможно, ситуацию исправит следующий проект, который в прямом смысле бомбический: Нолан снимает фильм о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере. А пока пожелаем Кристоферу оставаться одним из самых востребованных и хитроумных режиссёров современности.
Источник главного фото: https://kinoart.ru/texts/ne-tak-prosto-pochemu-kristofer-nolan-besit