В биографии выдающейся Элизабет Тейлор столько примечательных событий, что хватило бы на несколько жизней. Она построила головокружительную карьеру в кино, восемь раз выходила замуж и собрала завидную коллекцию драгоценностей. Тейлор вписала своё имя в историю как первая актриса, заработавшая гонорар в $1 миллион, как активистка в борьбе против СПИДа и как королева вечных опозданий на любые встречи и мероприятия. Сегодня ей исполнился бы 91 год. По этому случаю вспоминаем удивительную судьбу суперзвезды Голливуда.
Элизабет родилась 27 февраля 1932 года в Англии в семье американцев. Когда началась Вторая мировая война, они уехали в США, где её отец открыл картинную галерею. Место пользовалось популярностью в высшем обществе, и Тейлоры быстро освоились в голливудских кругах. Их дочь Лиз поражала всех красотой: фарфоровая кожа, фиалковые глаза и двойной ряд ресниц. Многие знакомые настоятельно советовали попробовать силы девочки в кинематографе. Родители не хотели лишать её детства, но не устояли перед контрактами с крупными студиями вроде Universal и MGM.
Она полюбилась зрителям, и несмотря на капризы и регулярные опоздания, которые в дальнейшем станут чуть ли не её визитной карточкой, девушку заваливали предложениями.
Какое-то время критики замечали только её яркую внешность, но после выхода «Места под солнцем» (1951) они заговорили и о таланте Тейлор. Её приглашали сниматься с такими же восходящими звёздами, например, с Джеймсом Дином в «Гиганте» (1956) и с Полом Ньюманом в «Кошке на раскалённой крыше» (1958).
За столь внушительную сумму она согласилась перевоплотиться в Клеопатру в одноимённом масштабном проекте компании 20th Century Fox, но перед этим выиграла «Оскар» за роль в фильме «Баттерфилд 8» (1960), в котором приняла участие без особого желания лишь для того, чтобы выполнить обязательства перед студией MGM.
Картина «Клеопатра» (1963) была важной точкой не только в карьере Тейлор, но и в её личной жизни. На съёмках она познакомилась с Ричардом Бёртоном, и они закрутили страстный роман. На тот момент валлиец был женат, Лиз тоже состояла в браке, причём уже в четвёртый раз. До этого она была замужем за наследником гостиничной империи Конрадом Хилтоном-младшим, который её бил, за актёром Майклом Уайлдингом, который практически жил за её счёт, за продюсером Майклом Тоддом, который трагически разбился на самолёте «Счастливая Лиз», и за музыкантом Эдди Фишером, который был близким другом Тодда. Поначалу Бёртон не собирался уходить от супруги, о чём честно рассказал журналистам. На подобное признание Элизабет отреагировала незамедлительно, совершив попытку самоубийства. Ричард решение изменил. К тому же он хотел подбодрить возлюбленную после громкого провала их крупнобюджетного пеплума, из-за которого у неё случился нервный срыв. Вскоре, 15 марта 1964 года, пара сыграла свадьбу.
Звёздный союз не сходил со страниц прессы и с экранов: продюсеры использовали популярность супругов и предлагали им один проект за другим. В итоге Тейлор и Бёртон вместе снялись в 11 фильмах, наиболее успешным из которых был «Кто боится Вирджинии Вульф» (1966). Для роли 50-летней Марты 33-летняя Элизабет набрала около 13 килограммов, и гримёры всячески старались, чтобы в кадре она смотрелась изможденной и уставшей. Риск, на который пошла актриса, будучи секс-символом, оправдался: она получила второй «Оскар», но работа над лентой, где партнёры играли слишком похожих на себя персонажей, не укрепила семейные узы. Брак кумиров миллионов был наполнен любовью, скандалами, красивыми жестами, пьянством и распался через десять лет. Примерно через год Лиз и Ричард вновь поженились, но на сей раз они продержались только 9 месяцев. Окончательный разрыв с Бёртоном для Тейлор сопровождался закатом карьеры. На какое-то время она перешла на телевидение, а затем почти перестала сниматься. Элизабет ещё дважды выходила замуж (в 1976 году за политика Джона Уорнера, в 1991 — за строителя Ларри Фортенски), оба раза разводилась, но уверенно заявляла: никто и никогда не услышит от неё фразы, что она не выйдет замуж ещё раз.
За чрезмерную любвеобильность общественность порой осуждала Тейлор, но вряд ли кто-то мог бы упрекнуть ее в неумении поддерживать приятельские отношения. Лиз дружила с Монтгомери Клифтом, Теннесси Уильямсом, Майклом Джексоном, в поместье которого она отпраздновала последнюю свадьбу, и Колином Фарреллом. После смерти одного из друзей от СПИДа в середине 80-х она отдала много сил борьбе с этой болезнью. Тейлор стала первой знаменитостью крупного калибра, которая помогала больным, занималась просветительской деятельностью и пропагандировала способы защиты. Она основала собственный фонд и тратила состояние на благотворительность. Элизабет даже продала кое-что из личной ювелирной коллекции, которая славилась на весь мир.
При этом она считала себя лишь временной хранительницей украшений, нежели несменной владелицей, поэтому без сожалений распрощалась с некоторыми из них, потратив вырученные средства на строительство больниц в Африке.
Элизабет с юных лет отличалась сильным характером (уже в юности она давала отпор продюсерам, когда те грубо разговаривали с ее матерью или заставляли актрису перекрасить волосы и выщипать густые брови), но ее здоровье на удивление было очень хрупким. По некоторым подсчетам за всю жизнь звезда ложилась в больницу около 70 раз. Ещё на съёмках «Национального бархата» она упала с лошади и повредила спину, из-за чего в дальнейшем злоупотребляла болеутоляющими. Тейлор переболела корью, пневмонией, победила рак кожи, перенесла операции по удалению опухоли головного мозга и замене тазобедренных суставов. Несколько раз оказывалась в реабилитационных клиниках, чтобы справиться с алкогольной и наркотической зависимостями. В преклонном возрасте к списку добавились серьезные проблемы с сердцем. В начале 2011 года Тейлор госпитализировали с симптомами сердечной недостаточности, от которой она скончалась 23 марта в окружении четверых детей. На следующий день ее похоронили на кладбище Форест-Лаун, задержав церемонию на 15 минут: по словам представителей актрисы, она хотела опоздать даже на собственные похороны. С тех пор прошло почти 12 лет, но Элизабет Тейлор по-прежнему остаётся легендой кинематографа и одной из самых запоминающихся личностей в Голливуде.