Как ни странно, но определиться с профессией актёру Вуди Харрельсону помог Элвис Пресли. Учась в колледже, парень по просьбе ребят из футбольной команды изобразил короля рок-н-ролла прямо в библиотеке и вызвал фурор. Тогда-то его и заприметила одна девушка — вице-президент местного драмкружка, которая сразу же пригласила молодое дарование играть у них в пьесе. Сейчас кажется, что иначе и быть не могло: сам Харрельсон легко походит на героя какого-нибудь фильма, а его жизнь заслуживает экранизации. Он родился 23 июля 1961 года в семье Чарльза Харрельсона и Дайаны Лу Освалд. Когда мальчику было семь лет, его отца посадили в тюрьму, а примерно десятью годами позже Чарльза признали виновным в наёмном убийстве окружного судьи и приговорили к двум пожизненным срокам (он скончался в 2007 году, так и не выйдя на свободу).
Конечно, в «Большом яблоке» его никто не ждал, но после череды провальных кастингов 24-летний актёр получил роль в сериале «Чирс» (1982 — 1993) и проснулся знаменитым. Вместе с известностью в его повседневность вошли зачастую привычные ей атрибуты: тусовки, мимолётные романы и стычки с полицией. Постепенно Харрельсон остепенился и стал олицетворением добропорядочного семьянина (в 2008 году он женился на давней подруге Лоре Луи, от которой у него три дочери), экоактивиста и вегана со стажем. Да и в карьере после 50 лет он поймал вторую волну успеха, участвуя в одних из самых обсуждаемых проектов. В день рождения бывшего голливудского хулигана вспоминаем главные точки на его творческом пути, которые легко объясняют, почему на «звёздном небосклоне» с годами он сияет пуще прежнего.
«Прирождённые убийцы» (1994)
Одно из первых заметных появлений Вуди на больших экранах произошло в сумасбродном криминальном боевике о парочке жестоких убийц. Микки (Харрельсон) и его возлюбленная Меллори, прикончив родителей девушки, колесят по трассе 666 и ради забавы расправляются почти с каждым на своём пути. Фильм Оливера Стоуна вышел по-настоящему скандальным. Сначала его сценарист — Квентин Тарантино — попросил убрать его имя из титров, так как сюжет претерпел сильные изменения, которые ему не понравились. А после выхода картину раскритиковали за чрезмерное насилие в кадре, породившее последователей главных героев. Вуди же считает, что проект неверно поняли, и он сам воспринимает его как классную романтическую комедию, а не ужастик. В любом случае благодаря этой роли актёр доказал, что умеет быть безумно пугающим и брутальным, а не только милым, как в прославившем его сериале.
«Народ против Ларри Флинта» (1996)
Следующий неоднозначный герой Вуди — Ларри Флинт. Фильм Милоша Формана, действия которого разворачиваются в 1970-х — 1980-х, повествует о становлении этого скандально известного бизнесмена и основателя эротического журнала Hustler. Несмотря на бешеный успех издания многие возмущены деятельностью Флинта, из-за чего он начинает вязнуть в одном судебном разбирательстве за другим, что приводит к весьма печальным последствиям. Как признаётся актёр, изначально он не понимал, зачем снимать проект о таком человеке. Но погрузившись в материал, Харрельсон проникся уважением к прототипу героя и согласился на съёмки (тогда от роли уже успели отказаться Том Хэнкс и Билл Мюррей). И был крайне разочарован, когда против картины развернулась информационная кампания во главе с журналисткой Глорией Стайнем (ключевая претензия к ленте — идеализация порнокороля, которого некоторые считали мизогинистом и извращенцем). Ситуация значительно уменьшила шансы фильма всерьёз поучаствовать в наградной гонке, хотя сам Вуди получил номинацию на «Оскар», причём первую в карьере.
«Голодные игры» (2012)
Самую зрительскую роль Вуди исполнил в подростковой антиутопии по роману Сьюзен Коллинз. Его герой Хеймитч когда-то победил в Голодных играх — соревнованиях на выживание в виде шоу, которые устраивает государство в наказание за давний бунт населения. Теперь он в перерывах между пьянками выступает ментором для новых участников игр из своего дистрикта и делится с ними ценными советами, как уцелеть в жестоком представлении. Не видя себя в этой роли, актёр отказывался от неё дважды. Но режиссёр Гэри Росс и продюсер Эллисон Шермур его уговорили и точно не прогадали с выбором: Харрельсон в образе обаятельного циника добавил касту, состоявшему в основном из менее опытных артистов, недостающие харизму и мастерство. А сам Вуди рассказывал в интервью, что работа над фильмом оказалась самой веселой в его карьере, и он с радостью возвращался к съёмкам следующих частей успешной саги.
«Настоящий детектив» (2014 — …)
Закрепить новую волну популярности после «Голодных игр» актёру помог первый сезон мрачного сериала Ника Пиццолатто от канала HBO. По сюжету Марти Харт (Харрельсон) и его напарник Раст Коул (Мэттью Макконахи) расследуют загадочное убийство девушки из Луизианы, но им так и не удаётся его раскрыть. Спустя 17 лет совершается похожее преступление, и детективам приходится вернуться к делу. Вуди согласился принять участие в проекте, поскольку ранее уже сотрудничал с HBO, чем остался весьма доволен.
Приятели надеялись, что отлично повеселятся на съёмках, но из-за противостояния их героев они держались отстранённо друг от друга. К счастью, это нисколько не сказалось на их отношениях в жизни, зато ощутимое напряжение в кадре пошло на пользу шоу, которое сразу же стало хитом!
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
В молодости Вуди отдавал предпочтение эксцентричным героям, но в более зрелом возрасте начал значительно чаще появляться в образе обычного парня. Одним из них стал шериф Билл Уиллоуби, для которого Милдред Хейс — мать недавно изнасилованной и убитой девушки — оставляет послания на билбордах города, чтобы заставить местные власти прикладывать больше усилий в поиске виновных. Роль позволила актёру исполнить детскую мечту и «заполучить» жетон полицейского. Но, конечно, проект заинтересовал его в первую очередь эмоциональной историей с неожиданными поворотами и хорошо прописанными персонажами, сложными и объёмными. Например, с одной стороны, его Билл — грозный блюститель порядка, недовольный действиями Милдред, с другой — сочувствующий ей человек, заботливый отец и нежный муж. И Харрельсон тонко и проникновенно отыгрывает все эти нюансы характера, который, кажется, максимально близок к внутреннему состоянию актёра на данном этапе его извилистого пути.