Актриса Кристен Стюарт прославилась в 18 лет. И споры о её таланте (или его отсутствии) не унимаются до сих пор. Она родилась 9 апреля 1990 года в Лос-Анджелесе. В кино будущая знаменитость попала ещё в детстве благодаря родителям: её папа — помощник режиссёра, мама — редактор сценариев. Одна эпизодическая роль принесла ей другие, более заметные, и уже в подростковом возрасте Кристен во всю снималась. На новую орбиту её карьеру вывели «Сумерки» — серия фильмов о страстной любви между обычной девушкой и вампиром. На актрису обрушилась лавина популярности, а вместе с ней — шквал критики, порой граничащей с ненавистью. С того момента, помимо её способностей, под удар регулярно попадают личная жизнь (разразился настоящий скандал, когда она целовалась с женатым мужчиной, будучи в отношениях с Робертом Паттинсоном), внешность (во время выхода «Белоснежки и охотника» (2012) зрители язвили, что зеркальце Злой Королевы безжалостно врёт) и стиль (недавно весь интернет пестрил её провокационными полуголыми нарядами). При этом Стюарт — любимица кинофестивалей и обладательница нескольких престижных наград и номинаций. По случаю её дня рождения разбираемся, кто же она на самом деле: одиозная актриса или одна из лучших современных звёзд экранов.
«Комната страха» (2002)

Стюарт начала сотрудничать с именитыми режиссёрами уже на заре карьеры. В триллере Дэвида Финчера её героиня Сара вместе с матерью переезжает в новый дом, в котором предыдущие хозяева соорудили потайную комнату, напоминающую бункер. Кажется, что в хорошем районе такие меры безопасности ни к чему, но после проникновения грабителей женщине с дочерью ничего не остаётся, как спрятаться именно за этой стальной дверью и надеяться на спасение.
На момент съёмок Кристен было чуть больше десяти лет. Многие коллеги уже тогда отмечали её профессионализм и серьёзное отношение к делу. Например, для роли она так правдоподобно научилась имитировать приступы (по сюжету Сара страдает диабетом), что от напряжения у неё лопались капилляры в глазах, а создатели ленты забеспокоились, не травмируют ли эти эпизоды особо впечатлительных зрителей.
В остальных же сценах более сдержанная манера игры актрисы, за которую её так часто ругают сейчас, отлично подошла для этого напряжённого фильма.
«Зильс-Мария» (2014)

Европейцы (и в частности Оливье Ассайас) первые действительно разглядели драматический талант Стюарт. В этом фильме французского режиссёра ей досталась партия Валентины — ассистентки увядающей актрисы Марии, которой она помогает подготовиться к роли. Уединившись в горах для прочтения пьесы, лежащей в основе театральной постановки, женщины обсуждают природу искусства и сталкиваются с противоречивыми эмоциями.
Кристен признаётся, что ей нравится атмосфера, которую создают французы, и их методы работы: снимать спонтанные и странные моменты, а не только идеально отрепетированные сцены.
Видимо, подобная обстановка позволила ей полностью погрузиться в роль, и оттого её чувственная и вдумчивая героиня кажется столь настоящей. Тонкая игра Стюарт произвела такое впечатление, что она получила за неё награду французской кинопремии «Сезар» и стала первой американской актрисой, удостоившейся этой чести.
«Персональный покупатель» (2016)

Оливье Ассайас любит работать с одними и теми же актёрами, и их следующий совместный проект со Стюарт вышел всего через два года после «Зильс-Марии». В этой мистической драме она перевоплотилась в одинокую и мрачную Морин, способную общаться с потусторонним миром. Девушка живёт в Париже, покупает для известной модели одежду и тоскует по недавно умершему брату-близнецу, от которого начинает получать послания с того света.
Кристен — фанатка Оливье, и ей сложно в чём-то ему отказать. Поэтому она согласилась на съёмки в этом фильме, хотя сперва не до конца понимала его концепцию, и ей не сильно нравилась героиня. По словам актрисы, только после просмотра ленты, для неё всё встало на свои места, и она осознала, что история рассказывает о личном кризисе и поиске себя. В отличие от критиков, обычные зрители невысоко оценили картину, но для Стюарт она является знаковой, поскольку окончательно закрепила её переход к более взрослым и серьёзным ролям.
«Светская жизнь» (2016)

После сумеречной саги Стюарт частенько получала работу без каких-либо проб, но этот проект Вуди Аллена стал исключением. Доказав на прослушивании умение отыгрывать перед камерой женственность и кокетство, она «перенеслась» в головокружительный Голливуд 1930-х. Её героиня — очаровательная Вонни — секретарша (и любовница) преуспевающего кинопродюсера, которая помогает племяннику босса освоиться в городе. Между молодыми людьми неожиданно вспыхивают чувства, и теперь девушке предстоит понять, кому принадлежит её сердце.
Никакого уставшего вида и отсутствующего взгляда! На сей раз Кристен вырисовывает очень живой и нежный образ: её Вонни сражает лучезарностью и теплотой. К тому же актрисе идёт мода тех лет, и даже рядом с такой красоткой, как Блейк Лайвли, которая также приняла участие в фильме, она выглядит обворожительно.
После съёмок Аллен рассыпался в комплиментах Стюарт и с уверенностью заявлял, что она легко могла бы войти в пантеон классических звёзд наравне с Ритой Хэйворт и Элизабет Тейлор.
«Спенсер» (2021)

Стюарт из тех, кто умеет бросать себе вызов. Очередным стал проект о принцессе Диане. 1991 год. Королевская семья готовится встретить рождество, соблюдая давние традиции: открыть подарки, отправиться на охоту, собраться все вместе за ужином и даже взвеситься перед ним, дабы узнать, кто сколько наберёт за праздники. Но брак принца Чарльза с его всеми обожаемой женой на пороге краха. Как долго Диана сможет поддерживать иллюзию идеальных отношений, и каких усилий ей это стоит?
Когда был объявлен каст, многие остались недовольны выбором Стюарт на роль столь культовой личности. За неё заступился постановщик фильма Пабло Ларраин, напомнив, что она — разноплановая актриса, обладающая редким сочетанием хрупкости и силы, таким необходимым для воплощения образа принцессы Уэльской. Сама Кристен на критику внимания не обратила и начала подготовку к съёмкам: она вплотную села за изучение материалов о Диане и тренировала британский акцент. Премьера ленты прошла на Венецианском кинофестивале, и после показа именно Стюарт хвалили больше всего. Она прекрасно сыграла травмированную женщину, скрывавшую подлинные чувства, и заслуженно получила первую номинацию на «Оскар», которая, вероятнее всего, станет далеко не последней.