Кино

«Дюна»: зыбучие пески Дени Вильнёва

«Дюна»: зыбучие пески Дени Вильнёва

Мир знает немало историй о режиссёрах, которые с юных лет мечтали снять тот или иной фильм. Дени Вильнёв — не исключение. Роман «Дюна» Фрэнка Герберта он прочитал ещё подростком и после не очень удачной экранизации Линча ждал, когда же появится фильм такого же масштаба как первоисточник. Время шло, а за адаптацию так никто и не брался. Тогда, накопив нужные знания, навыки, возможности и наработав профессиональный инструментарий, канадец взялся за съёмки сам. Вильнёв знал, что проект гуляет по Голливуду, и в одном из интервью упомянул, что он мечтает экранизировать «Дюну». Вот так просто заветная строчка попала в его фильмографию!

Роман Фрэнка Герберта вышел в 1965 году и очень быстро стал одним из самых известных и важных в жанре научной фантастически.

Автор проснулся знаменитым и выпустил серию книг «Хроники Дюны». Так Герберт создал не просто литературное произведение, а целую вселенную, которая обрела большую армию фанатов. В первой книге действия развиваются в далёком будущем, где галактикой управляет империя, а планеты принадлежат знатным домам. Семье юного Пола Атрейдеса передают управление планеты Арракис, в пустыне которой добывают ценный ресурс —меланж, с помощью которого космические перелёты становятся возможны. После переворота Пол вынужден скрываться в пустыне, где встречает местных жителей. И это знакомство откроет молодому Атрейдесу его истинное предназначение.

«Дюна» — значимое культурное явление, которое не могло пройти мимо кинематографистов. Первым на экранизацию замахнулся Алехандро Ходоровски в 1974 году. Проект был амбициозен настолько, что ему не суждено было сбыться: фильм так и не сняли. Вторым был Дэвид Линч. Он продвинулся куда дальше своего предшественника, и зрители все же увидели киноленту, хотя и сильно отличающуюся от задумки режиссёра. По слухам ему не удалось отстоять своё видение «Дюны» перед продюсерами, и Линч отрёкся от фильма 1984 года и до сих пор считает его своей самой крупной неудачей.

Основной причиной провалов принято считать объёмность первоисточника, которую не так уж просто переложить на киноплёнку. Поэтому в начале нулевых вышел одноимённый сериал. Популярным он не стал: содержательная часть близка к роману, но дух произведения он передать не смог. Отсюда такой ажиотаж вокруг «Дюны» Вильнёва: у одного из ключевых произведений прошлого века до сих пор нет мощной экранизации, и новую попытку берёт постановщик, умеющий снимать массовое кино, сохраняя авторский подход.

Дюна
Кадр из фильма «Дюна»

Дени отнёсся к работе со всей серьёзностью. Для своей «Дюны» он собрал целое актёрское созвездие. На переднем плане в роли Пола выступает Тимоти Шаламе, который после «Назови меня своим именем» удерживает титул одного из самых талантливых молодых актёров, то и дело сияет на ковровых дорожках и по-мальчишески улыбается фанатам. На роль его подруги утвердили Зендею, которая по популярности не уступает напарнику. Они — лица нового поколения, и каждый способен собрать вокруг себя толпу поклонников, которые должны принести хорошую кассу фильму и одарить роман новой волной внимания и любовью.

Но не стоит тревожиться, что молодым актёрам не по силам удержать такой крупный проект. За их спинами калейдоскоп из более опытных и мастеровых коллег: Оскар Айзек и Ребекка Фергюсон играют родителей Пола, с которым дружит Джейсон Момоа, боевым искусством учит Джош Бролин, а Хавьер Бардем вовремя приходит на помощь. Если хорошо приглядеться, то под слоем грима и вуалью можно даже распознать Стеллана Скарсгарда и Шарлотту Рэмплинг. За музыку в кадре отвечает Ханс Циммер, который так хотел поработать над этим фильмом, что ему пришлось отказаться от «Довода» Кристофера Нолана. За камерой стоял Грег Фрейзер, который превращал пустыни Иордании, где проходили съёмки, в ландшафт Арракиса.

Плеяда выдающихся профессионалов работала над фильмом.

КАКОЙ ЖЕ ВЫШЛА ДОЛГОЖДАННАЯ «ДЮНА»?

На Венецианском кинофестивале в этом году Вильнёв представил масштабное полотно с завораживающим визуальным рядом под музыкальное сопровождение, способное погрузить в транс. Действия развиваются неспешно, постепенно знакомя с многочисленными персонажами, от числа который вначале можно растеряться, но внимательный зритель с ними разберётся так же легко, как и с сюжетными линиями. Торопиться некуда: Вильнёв не собирался укладывать всю книгу в один полнометражный фильм, продюсеры ему доверились, поэтому экранизацию разделили на две части.

Не исключено, что весь экшен и драйв припасены на потом. Сейчас «Дюна» больше относится к так называемому cinema of slowness («медленное кино»), что совсем не типично для подобного жанра. Дени вновь играет с длинными планами, сталкивает огромное пространство с маленьким человеком и сохраняет сдержанность кадра. По обыкновению, режиссёра уже успели обвинить в том, что формой он захвачен куда больше, чем содержанием. Но тут Вильнёв верен себе — все его последние работы именно такие.

Главные герои фильма Дюна
Кадр из фильма «Дюна»

«Дюна» должна была выйти ещё осенью 2020 года, но из-за пандемии премьеру отложили. В непростых условиях для кинобизнеса студия Warner Bros. решила выпустить фильм одновременно в кинотеатрах и на сервисе HBO Max. Такой ход, конечно, подвергся критики со стороны создателей ленты. Вильнёв не переставая повторял в интервью:

Всё в ленте — от звука и визула до продуманности мельчайших деталей — подчинено именно большому экрану кинозала.

Дени Вильнев

И с ним трудно не согласиться: фильм такого размаха совершенно не сработает при домашнем просмотре. Так что пожелаем «Дюне» внушительных сборов, большого количества просмотров на стриминге, и тогда производство второй части станет возможным, и через пару лет мы увидим, чем же обернутся приключения Пола Атрейдеса через призму восприятия современного блокбастера Дени Вильнёва.