Как снять захватывающий детектив? Взять за основу крепкую историю, например, произведение Агаты Кристи, добавить звёздный каст, а главную роль исполнить самому — для Кеннета Браны вполне уже рабочая схема. После экранизации «Убийства в Восточном экспрессе» британо-ирландский актёр и режиссёр загорелся идеей создать киновселенную по романам Кристи.
Как именно отнеслись к этой затее студийные боссы, точно не известно, но для следующего фильма дали «зелёный свет». Брана решил, что вторым проектом станет очередная история об известном детективе Эркюле Пуаро — «Смерть на Ниле». Но все события происходили ещё в допандемийные времена, и тогда никто не подозревал, что пока лента доплывёт до проката, пройдёт не один год. Но давайте обо всём по порядку.
Фильм — экранизация одноимённого романа 1937 года. «Смерть на Ниле» считается знаковым произведением писательницы и важнейшим в цикле о Пуаро. На сей раз бывший полицейский проводит отпуск в Египте и отправляется в путешествие по Нилу на пароходе «Карнак». Но, конечно, в таком роскошном круизе без убийства не обойтись: одна из пассажирок найдена мёртвой. Эркюль не может остаться в стороне и берётся как можно скорее раскрыть запутанное преступление.
Любопытно, но изначально Кристи собиралась отправить в эту поездку другого персонажа — мисс Марпл. Но после долгих раздумий отказалась от этой идеи, решив, что её героиня уже слишком стара для таких экзотических приключений. Так дело оказалось в послужном списке Пуаро, которое в очередной раз перенесли со страниц книги на экран.
Первый фильм вышел ещё в 1978 году. Его тепло приняли зрители и достаточно высоко оценили критики. К тому же он получил «Оскар» за лучшие костюмы. Вторая экранизация — один из эпизодов «Пуаро» с Дэвидом Суше в главной роли. В России этот телесериал широко известен, а у многих Эркюль ассоциируется именно с персонажем, созданным Суше. Так что перед Кеннетом стояла непростая задача выдержать конкуренцию с предшественниками.
Брана подошёл к производству фильма ответственно и с энтузиазмом. Многих, с кем постановщик работал над «Убийством в Восточном экспрессе», он пригласил и в этот проект: один из продюсеров все тот же Марк Гордон, сценарий к фильму доверили опять Майклу Грину, за камерой вновь оператор Харис Замбарлукос. За образы персонажей в этот раз отвечал испанский художник по костюмам Пако Дельгадо. Он изучил выпуски Vogue 30-х годов, посвящённые круизной моде, и создал суммарно 150 нарядов той эпохи.
Что касается актёрского ансамбля, то Пуаро, конечно же, играет сам режиссёр. На пароходе он встречает Галь Гадот и Арми Хаммера, Летишиу Райт, знакомую зрителям по «Чёрной Пантере», номинантку на премию «Оскар» Аннетт Бенинг и Расселла Брэнда, который сейчас уже больше известен как бывший муж Кэти Перри. Но, кажется, ярче всех знаменитостей с экранов будут сиять драгоценности, которым в истории отведена ключевая роль. Брана и Дельгадо поменяли «книжное» жемчужное ожерелье на жёлтый бриллиант Tiffany и добавили в фильм другие украшения бренда. Съёмочный процесс занял несколько месяцев, а вот выпуск ленты очень затянулся.
Даже под занавес года не удалось выпустить ленту, и тогда студия вовсе отложила её на неопределенный срок. Возможно, «Смерть на Ниле» пытались продать какому-нибудь стримингу, как часто тогда поступали с другими картинами. Но всё же фильму нашлось место в графике премьер, и по новому плану мир должен был увидеть его в сентябре того года. И тут для ленты настали совсем тёмные времена: обнародовали личную переписку Арми Хаммера, в которой он называл себя каннибалом и признавался, что хочет выпить кровь девушки, с которой общается.
Против актёра так же выдвинули обвинения в изнасиловании. Хаммер и его юристы всё отрицали, но скандал разрастался. При таких обстоятельствах выпускать картину в прокат было слишком рискованно. По слухам, продюсеры рассматривали вариант пересъёмки и замены Арми на другого актёра или прибегнуть к компьютерным технологиям и изменить сцены с его участием. В итоге скандал начал утихать, и фильм выпускают с Хаммером в одной из ключевых ролей.
В интервью Кеннет упоминал, что искал вдохновение в классике нуара: пересматривал «Двойную страховку» и «В случае убийства набирайте «М». Он хотел, чтобы в фильме царила атмосфера страсти и возбуждения, ведь под их влиянием люди способны на действительно что-то рискованное и опасное! Избранные критики, которые уже успели посмотреть «Смерть на Ниле» таким подходом остались довольны и даже посчитали ленту более удачной, чем её приквел.
Что ж, остаётся только узнать, заинтригует ли картина так же сильно и рядовых зрителей, от которых зависят кассовые сборы и сбудется ли мечта постановщика о киновселенной, сотканной из произведений английской королевы криминального жанра.