Дайджесты / Кино

Взгляд в прошлое: как Джордж Лукас создал империю «Звёздных войн»

Взгляд в прошлое: как Джордж Лукас создал империю «Звёздных войн»

Для истинного фаната «Звёздных войн» 25 мая настоящий праздник: именно в этот день в 1977 году вышел первый фильм космической саги. За прошедшие 45 лет лента разрослась до размера внушительной медиафраншизы, включающей мультфильмы, игры, комиксы и прочую продукцию, а её персонажи стали культовыми. Сегодня рассказываем о том, как Джордж Лукас создал целую империю и перевернул весь Голливуд.

Люк Скайуокер Оби Ван Кеноби и Трипио Звездные войны
Источник: кадр из фильма

Идея «Звёздных войн» пришла к Лукасу в начале 70-х годов прошлого века. Он создавал фильм, прежде всего, для подростков, которым, по его мнению, так не хватало на больших экранах добротного фэнтези с приключениями, геройством и романтикой. Большое влияние на его замысел оказали мифология, комиксы про Флэша Гордона о межпланетной борьбе и творчество Акиры Куросавы. Повседневность режиссёра тоже вносила штрихи. Например, идею дизайна легендарного корабля «Тысячелетний сокол» подарил надкушенный гамбургер, а любимая собака Лукаса послужила прототипом для вуки Чубакки — одного из множества придуманных Джорджем существ.

Он создавал фильм, прежде всего, для подростков, которым, по его мнению, так не хватало на больших экранах добротного фэнтези с приключениями, геройством и романтикой.

Но заинтересовать подобным материалом студийных боссов оказалось непросто: никто из них не видел потенциала в истории о джедаях и сражениях на световых мечах. Собрать финансирование на новый проект Лукасу помогла его предыдущая работа — лента «Американские граффити» 1973 года, которая понравилась зрителям и критикам. Заполучив от компании 20th Century Fox кредит доверия в размере 11 миллионов долларов, он отправился в собственное космическое путешествие.

Трудности и дальше настигали молодого постановщика. Для начала необходимо было найти подходящие локации, ландшафт которых можно легко перепутать с планетами далёкой галактики. Немного подумав и оценив расходы, выбор пал на пустыни Туниса. Прочие сцены отсняли в Англии. Затянувшийся кастинг доставлял ещё больше хлопот. На главные роли Лукасу нужны были идеальные актёры, отношения между которыми пропитаны экранной химией. Скромный бюджет не позволял заполучить звёзд первой величины, поэтому ставку сделали на малоизвестных (пока) исполнителей. Роль Хана Соло досталась Харрисону Форду, на тот момент разочаровавшемуся в актёрстве плотнику.

Люк Скайуокер Принцесса Лея и Хан Соло
кадр из фильма

Партию принцессы Леи поручили Кэрри Фишер, только начинавшей карьеру. Перевоплотиться в Люка Скайуокера доверили Марку Хэмиллу, успевшему засветиться в телесериалах. Очередным вызовом для режиссера стали сложности в создании спецэффектов. Разрабатывающие их студийные отделы закрывались, профессионалов в этой области становилось всё меньше. Но Лукас горел новаторскими идеями и основал собственную лабораторию Industrial Light & Magic, которая и заведовала всеми спецэффектами в его фильме. 

Тогда в успех режиссёра мало кто верил, но сам Лукас в себе не сомневался. Он изначально планировал снять именно франшизу из нескольких частей и отказался от доли гонорара в пользу прав на сиквел и персонажей. Джордж не прогадал: премьера фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» стала сенсацией, и он быстро набрал популярность. Во многом благодаря своевременности. В течение нескольких лет до этого в Голливуде царствовали киноленты, обличавшие мяч все пороки тогдашнего общества.

Насилие, драма и секс не сходили с экранов. А Лукас предложил аудитории ожившую сказку в занимательной обёртке, но с прежними атрибутами: становлением героя, спасением прекрасной принцессы и противостоянием добра и зла.

Да к тому же с цифровыми технологиями, захватывающими дух! Конечно, не обошлось и без критических замечаний. Под сомнение ставилась оригинальность замысла Лукаса, споры о которой идут до сих пор. Сильно заметна сюжетная схожесть с картиной «Трое негодяев в скрытой крепости» Куросавы, а выдуманная Джорджем планета Татуин очень напоминает Арракис из «Дюны» Фрэнка Герберта. Но подобные доводы легко рассыпаются при столкновении с многолетней зрительской любовью.

Дарт Вейдер
кадр из фильма

Джордж Лукас превратил фантастику и фэнтези в мейнстрим.

Доказал Голливуду, что формула летнего блокбастера, выведенная за пару лет до этого Стивеном Спилбергом и его нашумевшими «Челюстями», отлично работает («Новая надежда» собрала в США рекордные на тот момент $ 307 миллионов). И обратил всеобщее внимание на потребность фильмов-эскапизмов, помогающих на время сбежать от реальности. Тогда началась эра развлекательного кино, высокобюджетного, с масштабными спецэффектами, и продолжается она до сих пор. А её первенец — 4 эпизод «Звёздных войн» — ни на йоту не устарел и по-прежнему помогает каждому обрести светлую сторону в самом себе.