Дайджесты / Кино

«Рассказ служанки»: финал главного сериала о положении женщин в обществе 

«Рассказ служанки»: финал главного сериала о положении женщин в обществе  «Рассказ служанки»: финал главного сериала о положении женщин в обществе 

В конце мая 2025 года заканчивается один из самых громких сериалов-антиутопий о положении женщин в обществе — «Рассказ служанки». Несмотря на высокую конкуренцию и сегодняшнее перенасыщение контента на различных стримингах, он продержался шесть сезонов. Перед финальным эпизодом разбираем, как ему это удалось, и вспоминаем интересные моменты, связанные с шоу. 

Сериал снят по мотивам одноимённого романа Маргарет Этвуд, который вышел в 1985 году. Действия разворачиваются в недалёком будущем в США. После смены власти страну преобразовали в Республику Галаад, где руководят исключительно мужчины. У большинства женщин отобрали права и свободы, превратив их в так называемых «служанок», которые должны рожать детей высокопоставленным командорам. Именно такая задача стоит перед главной героиней Фредовой (то есть принадлежащей Фреду), которой необходимо сделать всё возможное, чтобы подарить своему хозяину потомство. Как признаётся Этвуд, к написанию книги с подобной фабулой её подтолкнули религиозные и социальные тенденции Америки и в особенности политика президента Рональда Рейгана, при котором активизировались радикальные секты. 

Содержания романа хватило ровно на один сезон, все последующие — творчество создателей сериала, которые расширили мир, придуманный Маргарет, и попытались ответить на вопросы, не раскрытые в первоисточнике. Изначально шоураннером выступал Брюс Миллер, и именно он советовался с писательницей (которая, кстати, исполнила в пилоте эпизодическую роль) по поводу требуемых изменений.

Происходящее в книге, написанной 30 лет назад, необходимо было приблизить к реалиям 2010-х и сделать его более подходящим для сегодняшней аудитории.

Например, внести расовое разнообразие (подругу Фредовой — Мойру — сыграла темнокожая актриса Самира Уайли) и обозначить точное время действия (наши дни и их неотъемлемые атрибуты вроде такси Uber и онлайн-покупок), внушив тем самым ужас от понимания, что подобное может произойти прямо сейчас. 

Все предложенные нововведения осовременили сюжет, при этом центром экранизации является потрясающая Элизабет Мосс, которая исполнила главную роль. Для более реалистичной игры создатели предложили ей сниматься практически без грима: так даже мимолётные эмоции на лице актрисы не ускользали от зрителей. Ход оказался удачным, и он лишь усилил эффект от мощной работы Мосс, которая благодаря изобилию крупных планов смогла передать внутреннее состояние героини без надрыва, порой только одним взглядом. Своё влияние на развитие шоу Элизабет расширила, выступив также его продюсером, а начиная с четвёртого сезона, ещё и постановщицей нескольких эпизодов (например, в шестом сезоне она срежиссировала четыре серии, в том числе и две последние). 

«Рассказ служанки» стал настоящим хитом стриминга Hulu и выиграл «Золотой глобус» и «Эмми» как лучшее драматическое произведение. На его успех, помимо выдающейся игры Мосс, повлияла поразительная актуальность: в середине 2010-х движение #MeToo активно набирало обороты, и роль женщин в обществе являлась одной из самых животрепещущих тем. Происходящее на экране имело много общего с реальным положением дел в США, и сопротивление в шоу резонировало с борьбой американок за права на аборты и ситуацией на границе с Мексикой, когда разлучали целые семьи.

Из-за феминистического посыла проекта его даже запретили в некоторых странах, а с недавних пор активистки по всему миру начали облачаться на демонстрации в красные наряды «служанок», которые уже стали символом протестов. 

Насущные проблемы и вопросы — важнейшие элементы хорошего шоу, но этот сериал продержался шесть сезонов не только благодаря иллюстрации гендерных предрассудков. Его создатели ловко жонглировали жанрами, умело переходя от одного к другому. Первые сезоны шокировали натуралистичностью насилия и жестокости, но подобный окрас повествования начал приедаться и отталкивать (Джозеф Файнс — исполнитель роли командора Фреда — даже отказался сниматься в одной из сцен такого рода). Будучи чуткими к критике, авторы проекта сменили направление и перешли к тональности психологического триллера, уделяя ещё больше внимания переживаниям героев. Такой манёвр позволил поднять уже совсем иной пласт серьёзных тем: как жить с травмой, примириться с прошлым и принять последствия своих действий или бездействия. И в этой внимательности к душевной боли людей кроется ещё одна причина значимости и популярности сериала. Поэтому сейчас не столь важно, чем именно сюжетно закончится «Рассказ служанки», он уже превратился в культурный феномен и вошёл в историю кинематографа.