Актрису Вайнону Райдер можно описать по-разному. Ведущая звезда экранов 1990-х. Красавица с универсальной внешностью, которая легко перевоплощается в девушку из другой эпохи и в современного гота. Интеллектуалка немного не от мира сего. Последнему удивляться не стоит, учитывая в какой обстановке росла Вайнона. Она родилась в семье литераторов, среди друзей которых были, например, жена писателя Олдоса Хаксли и Тимоти Лири — психолог, исследующий ЛСД.
Детство актриса провела в коммуне, где не было электричества и телевидения, поэтому она увлеклась книгами и уже в 9 лет прочитала «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
Уже в 15 лет Вайнона получила первую роль в кино (в фильме «Лукас» Дэвида Зельцера), а к 20 годам обрела успех и популярность. Но когда XX век сменился XXI, у неё наступила чёрная полоса. В 2001 году знаменитость арестовали за кражу и обнаружили в её сумочке запрещённые вещества. Из-за проблем с законом и наркотиками ей пришлось сделать перерыв в карьере. Возвращение в строй оказалось не быстрым, и долгое время она не принимала участие в громких проектах. Сейчас кажется, что проблемы остались позади, и Вайнона почти так же, как раньше, активно снимается, ведя тихую, практически непубличную жизнь. По случаю 53-летия Райдер вспоминаем проникновенные роли актрисы, которые доказывают, что её талант никогда не угасал.
«Эдвард руки-ножницы» (1990)
Во многом карьерному взлёту Вайнона обязана сотрудничеству с режиссёром Тимом Бёртоном, и в особенности их второму общему проекту об удивительном молодом человеке Эдварде (Джонни Депп), у которого не руки, а ножницы. Его создатель умер, так и не успев закончить над ним работу, поэтому необычный парень живёт один в заброшенном замке до тех пор, пока добросердечная Пэг не приглашает его в дом к своей семье. В этой печально-сказочной истории актриса исполнила роль очаровательной Ким — дочери Пэг и любовного интереса главного героя. Химия между Райдер и Деппом была потрясающей, поскольку они встречались в реальной жизни. Пара была вместе четыре года, после чего рассталась, а Джонни даже пришлось сводить две буквы из татуировки, превратив надпись «Winona Forever» в «Wino Forever». Тем не менее фильм хорошо выступил в прокате, прибавил обоим популярности и приобрёл культовый статус.
«Дракула» (1992)
Начало 1990-х было золотым временем для Вайноны, ведь именно тогда её работы особенно высоко оценивались. Например, она два года подряд получала номинации на «Оскар»: в 1994 году за «Эпоху невинности» Мартина Скорсезе и в 1995 году за «Маленьких женщин» Джиллиан Армстронг. Но всё же наиболее зрительским фильмом тех лет является экранизация «Дракулы» Брэма Стокера под руководством Фрэнсиса Форда Копполы. Актриса перевоплотилась в Мину — невесту молодого юриста Джонатана (Киану Ривз), которой желает завладеть граф Дракула — кровожадный вампир, считающий девушку реинкарнацией его погибшей жены. Съёмки в данном проекте, ставшем впоследствии эталоном готического стиля в кино, точно запомнились Вайноне! Дело в том, что в сцене бракосочетания Мины и Джонатана участвовал настоящий священник, после чего Райдер и Ривз в шутку называют друг друга супругами. Хотя в действительности они никогда не были парой, им удалось подружиться и до сих пор сохранить тёплые отношения.
«Чёрный лебедь» (2010)
Профессиональное затишье Вайноне порой удавалось разбавлять нашумевшими проектами. Одним из них стал психологический триллер о балете Даррена Аронофски. Актриса играет приму Бет, которой из-за возраста приходится уйти в отставку, освободив дорогу более молодому поколению. Конечно, Натали Портман и Мила Кунис, исполняющие в фильме ведущие партии, получили куда большее признание, но Райдер использовала по полной выделенное ей время и предельно честно изобразила бурю эмоций из зависти, чувства несправедливости и злости, испытываемых её героиней. В интервью знаменитость, которая сама на тот момент уже подошла к 40-летнему рубежу и начала ощущать отголоски эйджизма, призналась, что Бет ей близка. Но вот её резкость и грубость были Вайноне не по душе, и она даже извинилась за них перед Портман, на персонаж которой и был направлен весь гнев.
«Очень странные дела» (2016 — …)
В середине 2010-х на помощь подзабытой Вайноне пришёл Netflix, роль в сериале которого стала для неё прорывной. В ностальгическом шоу её Джойс — безутешная мать, чей младший сын пропал после встречи с друзьями. Вместе с шерифом города она старается отыскать мальчика, и в какой-то момент он связывается с ней словно из другого измерения. Актрисе, героиня которой находится в тяжёлом эмоциональном состоянии, съёмки дались непросто, и порой ей приходилось пребывать в истериках и плакать в течение всего рабочего дня. Но результат превзошёл все ожидания: проект быстро превратился в хит, а каст оказался в центре пристального внимания публики. В том числе, разумеется, и Райдер, благодаря чему она перезапустила карьеру и даже получила номинацию на «Золотой глобус» в 2017 году.
«Битлджус Битлджус» (2024)
В 2024 году Вайнона вернулась к истокам и снялась у Бёртона в продолжении когда-то прославившей её истории о надоедливом призраке Битлджусе. Прошло 36 лет. Теперь её Лидия — взрослая женщина, которая зарабатывает на собственном шоу о сверхъестественном. После смерти отца она отправляется в дом своей юности вместе с мачехой и дочерью Астрид. Там девочка-подросток узнает о существовании потустороннего мира, в коварные игры которого её втягивает симпатичный парень, а вытащить Астрид из передряг способен только по-прежнему несносный Битлджус. Актриса рассказывала в интервью, что она обсуждала с постановщиком вторую часть фильма каждый год-два, и наконец-таки (после успеха Тима с сериалом «Уэнсдэй») их мечта сбылась. Но кроме радости Райдер также испытала ужас: ей нужно было понять, кто сейчас её Лидия. В молодости Вайнона всегда излучала через героинь ранимость, граничащую с хрупкостью, а благодаря возвращению к известной роли она показала новую грань таланта, проявившуюся за эти годы: умение источать с экранов удивительное сочетание уязвимости и силы духа.