Личность / Персона

Уиллем Дефо: Ван Гог кинематографа

Уиллем Дефо: Ван Гог кинематографа Уиллем Дефо: Ван Гог кинематографа

Актёр Уиллем Дефо никогда не был кинозвездой с большой буквы. Он не из тех, кто занимает верхние строчки в списках самых высокооплачиваемых или красивых.

Но за более чем 40-летнюю карьеру он сыграл множество запоминающихся персонажей, превратил нетипичную внешность в один из главных инструментов мастерства и на пороге 69-летия по-прежнему востребован в профессии.

Как вспоминают братья актёра (Дефо — седьмой ребёнок из восьми в семье), он всегда был артистом. Например, будучи мальчишкой, Уиллем в костюме гориллы забрался на здание словно Кинг-Конг. Хотя всерьёз его творческий путь начался, когда молодой человек переехал в Нью-Йорк в середине 1970-х и вступил в экспериментальную театральную труппу. Там же он познакомился с постановщицей Элизабет ЛеКомпт, с которой находился в отношениях 27 лет и от которой у него есть сын Джек (с 2005 года актёр женат на итальянке Джаде Колагранде). Немногим позже театра в жизнь Дефо вошло кино.

Правда, первое появление на съёмочной площадке не увенчалось успехом.

Режиссёр Майкл Чимино уволил его за смех над шуткой одной из коллег (справедливости ради стоит отметить, что тот фильм — «Врата рая» (1980) — громко провалился). Зато вскоре актёр появился в ленте Кэтрин Бигелоу «Без любви» (1981), и следующие предложения не заставили себя ждать. С тех пор Уиллем снимается в нескольких проектах в год, чередуя независимые и крупнобюджетные картины. 22 июля Дефо празднует день рождения. По этому случаю выбрали пятёрку ролей, доказывающую, что он хорош в любом амплуа и жанре.

«Взвод» (1986)

Уиллем Дефо в фильме Взвод
«Взвод» (1986)

1967 год. Молодой Крис Тэйлор бросает учёбу в колледже и отправляется добровольцем на войну во Вьетнаме. Там его ждут страх, потеря сослуживцев и противостояние двух сержантов — Боба Барнса и Илайеса Гродина (Дефо), которые ожесточённо спорят о морали и тактике ведения боя. 

Фильм основан на личном военном опыте режиссёра и сценариста Оливера Стоуна. На протяжении десятилетия он пытался перенести замысел на экран, и во второй половине 1980-х ему это наконец-таки удалось. На одну из ведущих ролей Стоун выбрал Дефо, поскольку в нём чувствовалась одухотворённость, а его глаза лучились добротой. В придачу с острыми скулами и вкрадчивым голосом актёр действительно прекрасно вписался в сложный образ идеалиста, который старается сохранить человечность несмотря на творящийся вокруг ад. За яркое и запоминающееся перевоплощение Уиллем получил первую номинацию на «Оскар», а сама картина со временем приобрела культовый статус.

«Дикие сердцем» (1990)

Уиллем Дефо в фильме Дикие сердцем
«Дикие сердцем» (1990)

Сейлор и Лула безумно влюблены друг в друга, но мать девушки Мариэтта готова на всё, чтобы их разлучить. Тогда молодые люди решают сбежать в Калифорнию. В этом путешествии им придётся скрываться от преследователей, нанятых Мариэттой, и познакомиться с не менее опасными типами вроде странного Бобби Перу (Дефо).

Злодеи — излюбленное амплуа Дефо, и, глядя на Бобби, сразу ясно почему. Стоит добавить к выразительному облику актёра небольшие штрихи (например, как тут — зализанные назад волосы, тоненькие усики и гнилые зубы), и уже становится не по себе. А с умением Уиллема передавать энергетику героя даже с помощью вскользь брошенной фразы или незначительного жеста, получается и вовсе отталкивающий персонаж, от которого веет жутью.

Апогеем служит сцена с чулком на голове, где Бобби окончательно превращается во фрика, какого сложно будет найти ещё раз в послужном списке актёра.

«Человек-паук» (2002)

Уиллем Дефо в фильме Человек паук
«Человек-паук» (2002)

Обычного школьника Питера Паркера во время экскурсии на факультете естествознания кусает паук. После этого у парня появляются сверхспособности, и теперь он может лазить по стенам и метать паутину. Приобретённую силу Питер направляет на защиту людей и даёт отпор преступникам города, среди которых он встречает таинственного Зелёного Гоблина (Дефо).

Когда-то от Дефо ускользнула роль Джокера у Тима Бёртона, но сыграть антагониста в кинокомиксе ему всё же удалось. Продюсеры фильма о Человеке-пауке увидели его в «Тени вампира» (2000) и предложили перевоплотиться в Зелёного Гоблина. Задачка оказалась со звёздочкой, ведь актёру необходимо было отыгрывать практически два характера: изначально безудержный злодей предстаёт в виде серьёзного учёного Нормана Озборна. Многоуровневый персонаж позволил Уиллему продемонстрировать широкий диапазон мастерства и пробудил в нём интерес к более масштабным проектам.

«Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Уиллем Дефо в фильме Ван Гог
«Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Винсент Ван Гог всего себя посвящает живописи, но так и остаётся непонятым современниками. Тогда по наставлению соратника Поля Гогена он отправляется на юг Франции в надежде отыскать новые краски и пронизывающий солнечный свет для полотен. В небольшом городке Арле художник вдохновляется местной природой, которая оказывает влияние на его творчество, но он по-прежнему чувствует себя одиноким, что сказывается на его душевном здоровье.

С режиссёром и сценаристом фильма Джулианом Шнабелем актёр познакомился более 35 лет назад, и тот не мог представить никого иного в образе Ван Гога, кроме Дефо. И это несмотря на разницу в возрасте: живописец умер в 37 лет, а Уиллему на момент съёмок было уже за 60! Куда больше сложностей вызвало рисование, ведь актёру пришлось действительно взять кисточку в руки и часами тренироваться. К счастью, ему во многом помог Шнабель, который, сам будучи художником, давал ценные советы и подсказки. В итоге Дефо полностью растворился в новом ремесле, пронзительно тонко изобразил героя и достиг очередной профессиональной высоты — награду Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. 

«Бедные-несчастные» (2023)

Уиллем Дефо в фильме Бедные несчастные
«Бедные-несчастные» (2023)

Эксцентричный хирург Годвин (Дефо) находит тело недавно утонувшей беременной женщины. Ради науки он решает пересадить незнакомке мозг её нерождённого ребёнка и оживить девушку. Можно считать, операция прошла удачно: теперь в доме врача живёт Белла Бакстер, которая ведёт себя, как дитя, но быстро всему учится и стремится скорее познать неизведанный мир. 

Дефо согласился принять участие в проекте после личной встречи с Йоргосом Лантимосом и Эммой Стоун (режиссером и исполнительницей роли Беллы соответственно): слишком сильным оказалось желание поработать с этой талантливой парочкой. Войдя в курс дела, актёр сразу нашёл вдохновение в своём отце, который был хирургом. Также он посчитал, что в его персонаже много от Аласдера Грея, по чьему роману снят фильм, поэтому отталкивался от видео с писателем, перенимая его качества. Так Уиллему удалось создать внешне безобразного героя (актёру накладывали грим, состоящий из множества шрамов, около шести часов в день), который не лишён душевности и нежных чувств, и вновь напомнить, что он всё также готов экспериментировать и выходить за рамки привычного, как и в 20 лет.