Личность / Семья

Как поговорить с ребенком о половом воспитании

Как поговорить с ребенком о половом воспитании

Говорить на тему секса с ребенком всегда как-то неудобно и неловко. Мы слышали от своих родителей: “Подрастешь, тогда и узнаешь”, “Про такое говорить нельзя”, “Тебе еще рано об этом думать”. Из-за этого сейчас остерегаемся и заменяем понятия, пытаемся обходить прямые фразы, но, к сожалению, это вызывает лишь больше неопределенности и может быть поводом для закрепления комплексов и проблем в будущей жизни. Чтобы донести до ребенка необходимую информацию простым и доступным языком, мы собрали небольшой путеводитель по темам для определенного возраста.

Первый год жизни ребенка – один из самых важных: в нем формируется базовая безопасность и доверие, где телесный контакт с родителями является проводником к стабильной самооценке и ощущению собственной значимости в мире. Мама и папа обнимают ребенка, гладят и успокаивают, когда ему сложно, тем самым формируя эмоциональную связь ребенка, которая в дальнейшем будет напрямую влиять на его взаимоотношения с социальным окружением.

К двум с половиной, трем годам ребенок начинает определяться с полом и понимает “кто он”. Тут и возникают вопросы “откуда я появился на свет”.

Старые байки о капусте и аисте лучше оставить, ведь когда ложь вскроется, ребенок может разочароваться в родителях и перестать им доверять.

Лучше скажите, что он появился из живота и пусть ребенок самостоятельно формулирует дальнейшие вопросы. Можно начать изучать человеческое тело по картинкам. Здесь Вам может помочь книга “Как я появился на свет” Катерины Януш и Мерви Линдман.

Книга о половом воспитании
Источник фото: https://firststories.co.il

Объясните ребенку, как называются части тела и для чего они нужны. Последнее крайне необходимо, ведь ребенку важно назвать вещи своими именами и объяснить все простыми словами. И помните: не отвечайте на незаданные вопросы.

После кризиса трех лет детей начинает интересовать различия мальчиков и девочек, в том числе и устройство тела. Здесь вам поможет книга Анны Левинской “Без секретов. Как бережно и уверенно говорить с детьми о теле, отношениях и безопасности”. Необходимо обозначить, к каким частям тела могут прикасаться другие люди, а к каким – нет. Важно помочь ребенку прочертить личную границу, которую нельзя пересекать, если ребенок этого не хочет.

Книга о половом воспитании
Источник фото: https://www.ozon.ru

К шести-семи годам дети в играх используют ролевые модели семьи. Тут возникает новый шквал вопросов о зачатии. В этот период можно сказать, например, что папа отдал маме клеточку, которая попала в животик и там начал развиваться ребенок. Если табуировать тему и игнорировать вопросы, то в этом возрасте у ребенка может появиться отвращение к сексу, мол «я никогда не буду им заниматься». Важно расспросить ребенка, откуда у него возникло такое отношение к сексуальной близости: возможно, кто-то из родителей транслирует запретное отношение к сексу и близким к нему темам, или же родители пытаются объяснить, а в школе это обесценивается. Оттуда и может возникнуть связка “секс=стыд”.

Важно объяснить, что в сексе нет ничего плохого, предосудительного и неприятного.

Все домыслы и догадки ребенка необходимо развеять к одиннадцати годам и рассказать о любви и сексе между мужчиной и женщиной, акцентируя внимание на возможности таких отношений во взрослом возрасте.

Поскольку половое развитие детей становится все более ранним явлением, в этом возрасте родителям нужно рассказать о менструации у девочек и полюциях у мальчиков. А именно о том, что тело начнет меняться и это нормально. Здесь Вам поможет книга Джерри Бейли “Мое тело меняется: все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители”. Иначе, когда это произойдет, ребенок может испугаться и не будет знать, что с ним происходит. Важно, чтобы ребенок разговаривал с родителем или близким одного с ним пола, так ребенку будет легче идентифицироваться со взрослым, задавать вопросы, а у родителя будет меньше риска ошибиться в деталях.

Источник фото: https://www.wildberries.ru

Также нормальными и важными темами для обсуждения с ребенком является гормональная перестройка и в этой связи гиперсексуальность. Это естественный процесс, который происходит с каждым в момент полового созревания.

Что делать, если я стал свидетелем мастурбации? Лучший способ – игнорирование, (лишь за исключением тех случаев, когда ребенок сам заводит разговор о случившемся) укоры и ругань лишь стигматизируют и без того щепетильную тему.

Следом идет контрацепция, как одна из наиболее важных тем, предохраняющих от нежелательной беременности и ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем). Начинать разговор о ней лучше, если вы видите явную заинтересованность ребенка в контакте со сверстниками и сверстницами. Особенно важным будет напомнить об этом, если у ребенка уже появился объект привязанности.

Зачастую подростки стесняются и даже отказываются говорить с родителями на тему контрацепции и секса, это иногда происходит на фоне отсутствия доверительных отношений с ребёнком и привязанности.

Что, если у вас с ребёнком уже нарушена эта связь, и он не готов с вами обсуждать такой вопрос? Не переживайте, это не конец света. Можно попросить компетентного врача-специалиста объяснить ему правила. Часто подросткам проще об этом говорить, когда родитель за дверью кабинета, а не вместе с ним.

Личные границы. Родителям заранее нужно объяснить, что если ребенок не готов начать половую жизнь, то он не должен следовать желанию других. И также если партнер отказывает – не нужно настаивать на близости.

Мы описали наиболее важные детали и моменты, на которые нужно обратить внимание при общении с ребенком на тему секса, но не лишним будет обратиться к книгам, подкастам или лекциям. Вот несколько важных ресурсов, которые помогут вам решиться на честный и важный разговор с ребенком:

  • Книга — Робби Харрис “Давай поговорим про это”
  • Книга — Евгения Кащенко “Откуда берутся дети. Простой способ рассказать ребенку, кто мы, чем отличаемся и как появляемся на свет”
  • Подкаст — “Это надолго”: как говорить с детьми “про это”
  • Подкаст — “Половое воспитание”