Летом 2023 года Грета Гервиг взорвала кинопрокат третьей режиссёрской работой «Барби», а их противостояние с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана даже обзавелось названием — «Барбенгеймер». Тогда американка стала первой постановщицей, чей фильм достиг мировых сборов свыше миллиарда долларов. Наверное, таких успехов от неё мало кто ждал, в том числе и она сама. Грета начинала как актриса и в основном снималась в мамблкоре — жанре, который отличается натуральными съёмками, естественными диалогами и скромным бюджетом. Среди её ранних картин — «ЛОЛ» (2006), «Ханна берёт высоту» (2007) и «Пакетоголовый» (2008).
Она быстро освоилась в независимом кино, но в большие и громкие проекты попадала редко, исключением можно считать второстепенные роли в «Римских приключениях» (2012) и «Джеки» (2016). Возможно, оно и к лучшему, потому как актриса переключилась на подлинную страсть — драматургию — и всерьёз занялась режиссурой. Так началась следующая глава в её карьере, которая уже сейчас выглядит выдающейся. И Грета не собирается останавливаться: она приложила руку к сценарию грядущей диснеевской «Белоснежки» и планирует экранизировать «Хроники Нарнии». И всё это к 41 дню рождения, который знаменитость отмечает 4 августа. По этому случаю оглядываемся на фильмографию Гервиг и прослеживаем, как она доросла до титула одной из главных женщин Голливуда.
«Милая Фрэнсис» (2012)
Грета не из тех, кто довольствуется одномерными и однотипными ролями, которыми переполнена индустрия. Но достойный материал встречался ей редко, поэтому она решила создавать истории и героинь сама. В соавторстве со своим тогдашним бойфрендом, а с 2023 года мужем, Ноа Баумбаком она написала сценарий о 27-летней танцовщице Фрэнсис, которая живет у подруги, безуспешно пытается попасть в основной состав танцевальной труппы и часто «летает в облаках», не особо обращая внимания на реальное положение дел. Эта чёрно-белая драмеди превратилась в символ растерянных 30-летних, а Фрэнсис в исполнении Гервиг стала квинтэссенцией всех предыдущих её работ: странноватая, неловкая, но искренняя и неунывающая особа, которую не волнует мнение окружающих. Актриса делилась в интервью, что эмоциональное состояние персонажа взято из её опыта, поскольку ей тоже хорошо знакомы неуверенность и страх в начале карьеры. За столь естественное воплощение девушки без жизненного плана Грета получила единственную на данный момент номинацию на «Золотой глобус» в актёрской категории и первое заметное признание её таланта.
«Женщины XX века» (2016)
Несмотря на творческое сотрудничество с возлюбленным, плотное и плодотворное, Грета успевала работать и с другими интересными для неё авторами. Одним из них стал Майкл Миллс, который предложил ей перевоплотиться в фотографа, панка и феминистку Эбби из 1979 года, снимающую комнату в пансионате у матери-одиночки и помогающую ей воспитывать сына-подростка. Эбби, пожалуй, одна из самых ярких героинь Гервиг. И не только из-за коротких красных волос, но и благодаря сильному характеру и присущей ей откровенности (например, она без стеснения может заговорить о менструации прямо за столом). Как вспоминает актриса, прочитав сценарий, она сразу почувствовала связь с персонажем и ей захотелось о нём позаботиться, а это верный признак принять участие в проекте. Тем более в таком: воспевающем женщин, которые представлены сложными и противоречивыми личностями. Этот фильм позволил Грете в большей степени раскрыть драматический талант и доказать, что она хороша не только на поле привычного для неё мамблкора.
«Леди Бёрд» (2017)
К режиссуре Грета присматривалась ещё на заре актёрской карьеры, когда сняла с Джо Сванбергом «Ночи и выходные» (2008). А затем сделала практически десятилетний перерыв и вернулась к этому занятию со своим сценарием на руках. В центре повествования Кристина МакФерсон — старшеклассница с розовыми волосами, называющая себя Леди Бёрд. Во всём остальном же она обычная девочка-подросток, которая засматривается на мальчиков, мечтает переехать из провинциального городка в Нью-Йорк и предвкушает взрослую жизнь в колледже. Гервиг признаётся, что фильм целиком и полностью личный, хотя осторожничает называть его в той же степени автобиографичным. Но всё же между ней и героиней прослеживаются параллели: обе из Сакраменто, обе посещали католическую школу, обе стремились к большему. Да и конфликт матери и дочери когда-то не обошёл саму Грету стороной (её мама тоже противилась переезду девушки в Нью-Йорк). Достоверная и проникновенная история взросления нашла отклик в сердцах рядовых зрителей и профессиональных критиков, а Гервиг получила несколько номинаций на «Оскар» и вписала своё имя в список самых многообещающих постановщиц.
«Маленькие женщины» (2019)
В детстве родители Греты не разрешали ей смотреть телевизор, поэтому она с юных лет обожает книги. Так роман «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт она читала десятки раз и мечтала его экранизировать. Сперва ей доверили работу над сценарием, а после успеха «Леди Бёрд» предложили и режиссёрское кресло. Жизнеописание четверых сестёр Марч (своенравной Джо, романтичной Мег, капризной Эми и застенчивой Бет) поднимает важные для неё темы: место женщин в обществе, в особенности художниц в широком смысле слова, и их храбрость следовать собственному выбору. Эту и так достаточно современную историю с героинями, которых легко представить в сегодняшнем дне (чего только стоит Джо с её мятежным духом и амбициями писательницы), постановщица заставила звучать ещё более актуально благодаря некоторым отступлениям от книги. Например, она добавила эмоциональный монолог Эми о браке, который словно намекает, что сейчас у дам куда больше возможностей, чем в XIX веке. За столь чуткое отношение к классике и её смелое кинопрочтение Гервиг вновь удостоилась похвалы публики и укрепила звание автора с запоминающимся почерком.
«Барби» (2023)
Ажиотаж вокруг фильма о кукле Барби, которая отправляется в реальный мир, начался задолго до премьеры. Розовые баннеры, коллаборации с известными брендами вроде Gap и NYX и обработанные селфи в стиле постера заполонили информационное пространство.
Хотя продюсерам нравились далеко не все идеи, и какие-то из них постановщице приходилось отстаивать, например, музыкальный номер под песню Кена. В итоге после выхода ленты в прокат быстро стало понятно, что все опасения были излишни, и «Барби» — новый кассовый хит и настоящий культурный феномен. Такой успех может вскружить голову кому угодно, но только не Гервиг, которая планирует и дальше показывать высокий профессионализм и работать ещё усерднее.