Выиграть Оскар в 29, поцеловать на сцене Холли Берри, забирая статуэтку, и прославиться на весь мир. Актёр Эдриан Броуди может смело поставить возле каждого пункта пометку «done». Выходец из небогатой семьи фотографа и преподавателя с раннего детства питал страсть к живописи и актёрству. Когда пришло время всерьёз определяться с профессией, он выбрал второе. С 1990-х Эдриан начал активно сниматься: он поработал со Стивеном Содербергом в «Царе горы», с Терренсом Маликом в «Тонкой красной линии» и со Спайком Ли в «Кровавом лете Сэма», но большинству зрителей молодой человек пока не был знаком.
Среди них были и крупномасштабный «Кинг Конг» (2005), и триквел культовой ленты с Арнольдом Шварценеггером — «Хищники» (2010), но звездой первой величины он так и не стал. Хотя складывается впечатление, что этот интроверт с горбинкой, которую он получил после перелома носа на съёмках и превратил в свою отличительную черту, к подобному и не стремился.
По случаю дня рождения Броуди, который он празднует 14 апреля, подготовили подборку обязательных к просмотру фильмов с его участием.
«Пианист» (2002)
Музыкант Владек (Броуди) привык погружаться в творчество, не обращая внимания на мир вокруг. Он играет на пианино, даже когда в его родную Варшаву вторгаются немецкие войска. Быть евреем в Польше становится опасно. Владеку чудом удаётся избежать «поезда смерти», но теперь единственное, что его ждёт — неутихающий голод и постоянный страх в городе, полном нацистов.
Фильм основан на биографии пианиста и композитора Владислава Шпильмана. Режиссёром выступил ныне скандальный Роман Полански, который сам пережил холокост. Из 1400 претендентов на главную роль он выбрал тогда никому не известного Броуди. Для съёмок актёр похудел почти на 15 килограммов, отказался от комфортной жизни (он съехал с квартиры, продал машину и спал на диване у друзей), а также довёл до максимума выразительность рук, чтобы походить на виртуозного пианиста.
При этом работу над лентой он называет невероятным опытом, который помог ему повзрослеть, найти морально-этические опоры и сохранить рассудительность после многочисленных призов. В том числе и после «Оскара» за лучшую мужскую роль, который Эдриан получил на пороге 30-летия, став самым молодым обладателем этой награды.
«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (2007)
Три брата — Фрэнсис, Питер (Броуди) и Джек — практически перестали общаться после похорон отца около года назад. Для укрепления родственных связей старший из них уговаривает остальных отправиться поездом через Индию под предлогом духовного просветления. Но всё идёт не по плану, и непутёвые братья попадают в одну комическую ситуацию за другой.
Броуди играет самых разных персонажей, но реже всего — разодетых денди. Поэтому особенно ценно, что в этом фильме он предстаёт во всей красе, щеголяя в стильных очках и сером костюме. К тому же он даёт выход комедийному таланту (что тоже происходит нечасто) и поражает, каким нелепым и смешным умеет быть. После этой роли его даже начали сравнивать с Бастером Китоном — королём буффонады наряду с Чарли Чаплиным. Новую грань мастерства Эдриану помог раскрыть режиссёр Уэс Андерсон, с которым они подружились и продолжили плодотворно сотрудничать в следующих проектах постановщика.
«Эксперимент» (2010)
Трэвис (Броуди), потеряв работу, решает за $1000 в день принять участие в двухнедельном поведенческом эксперименте. По его условиям он и ещё несколько десятков мужчин отправляются в тюрьму, где каждому достаётся роль либо заключённого, либо охранника. Совсем скоро станет понятно, смогут ли добровольцы вести себя цивилизованно, или власть одних и её отсутствие у других отразятся на их человечности.
Этот напряжённый триллер — ремейк одноимённого немецкого фильма, снятого по мотивам реального тюремного эксперимента психолога Филиппа Зимбардо. Проект привлёк внимание Броуди тем, что показывает пробуждение в людях ранее неизведанных инстинктов и чувств. Также ему была интересна и та трансформация, которую проходит его герой. Как считает актёр, Тревис — не надзиратель и не жертва, а сложный и противоречивый характер с внутренней борьбой. Как раз такой глубокий персонаж позволил Эдриану в полной мере проявить талант и ещё раз доказать, что лучше всего ему удаётся изображать личностей, сильных духом, которых не может сломить творящийся вокруг ад.
«Учитель на замену» (2011)
Генри Барту (Броуди) хватает хлопот: ему необходимо заботиться о воспитавшем его дедушке, страдающим деменцией. Непростую ситуацию усложняет то, что, будучи учителем на замену, он отправляется преподавать английский язык и литературу в класс с трудными подростками. Поначалу он держится отстранённо по отношению к ученикам, но со временем проникается к ним теплотой и искренне стремится помочь.
Броуди сознательно решил поддерживать независимых режиссёров и искать серьёзные роли. Ему очень понравился сценарий этой скромной драмы о трудностях взросления, и он согласился также выступить её сопродюсером. Хотя актёр вырос в любящей семье, он встречал похожих на героев фильма детей: разочарованных, озлобленных и никому не нужных. Поэтому хорошо осознавал важность наставнической фигуры для молодых людей. Для него таким человеком стал отец, который на протяжении 30 лет преподавал историю. Именно с него Эдриан во многом списал образ неравнодушного Генри, который способен достучаться даже до самого отрешённого зрителя благодаря пронзительной игре актёра.
«Гудини» (2014)
Молодой Эрик Вайс (Броуди) под псевдонимом Гарри Гудини вместе с женой перебивается заработками, выступая в захолустных клубах Америки. В одном из таких местечек он удивляет публику, выбравшись из наручников. С того момента Гудини превращается в мастера освобождения, уловки которого приводят толпу в восторг. Но впереди его ждут куда более изощрённые номера и звание великого иллюзиониста.
Работая над этим мини-сериалом, он начал гораздо лучше понимать Гудини и ещё больше им восхищаться, ведь тому удалось преодолеть классовые, национальные и религиозные предрассудки, став одним из самых известных людей того времени. Броуди отмечает, что, как и его герой, в карьере он всегда готов пойти на риск. Например, актёр повторил опасный трюк фокусника — «Китайскую камеру для пыток водой», что в очередной раз подтвердило его высокий профессионализм и бесконечную преданность искусству.