Кинематограф невозможно представить без фестивалей. Они позволяют заявить о себе, наладить полезные связи и насладиться новыми фильмами. Венецианский — один из самых старейших и авторитетных в мире. Традиционно он длится около 10 дней и проходит в конце лета — начале осени. В этом году — с 31 августа по 10 сентября. По случаю предстоящего смотра в Италии вспоминаем его богатую историю и запоминающиеся эпизоды.
Тогда соревновательный элемент полностью отсутствовал, состоялся лишь просмотр картин из девяти стран. Отсюда и пошло второе название события — Мостра (в переводе с итальянского — «выставка»). Ежегодным мероприятие стало с 1934 года, а ещё через пару лет обзавелось международным жюри. В 1937 году для него был специально построен Дворец кино, который с тех пор является ведущей площадкой. Примерно в то же время в дела фестиваля начала вмешиваться политика: правительство распределяло награды (в 1934 — 1942 годах главной был «Кубок Муссолини») и чествовало только итальянские и немецкие фильмы. В военные годы фестиваль столкнулся с кризисом, в 1943-1945 годах его не проводили и возобновили в 1946 году.
Со сложностями Мостры пришлось справляться вновь в конце 60-тых годов из-за социальных протестов в Италии. На протяжении 10 лет премия не вручалась, мероприятие утратило своё культурное значение, а в 1973, 1977 и 1978 годах его и вовсе отменили. Зато после настал период триумфального возрождения, и Венецианский кинофестиваль вернул былой престиж. Но он всегда, даже в дни упадка, чувствовал назревающие тенденции в кино и открывал новые имена. После Второй мировой вывел на международную арену японских режиссёров и в 1951 году присудил «Расёмону» Акиры Куросавы «Золотого льва».
Первый разглядел талант Андрея Тарковского сквозь «Иваново детство» в 1962 году. Уже в 1981 году рукоплескал постановщице Маргарете фон Тротте за «Свинцовые времена», когда в тех же Каннах женщины ещё не получали высшие награды. Направил софиты на дебютанта Андрея Звягинцева, отметив его «Возвращение» в 2003 году. А три года назад впервые признал лучшим фильм по комиксам — «Джокера» Тодда Филлипса.
Новаторский подход и стремление расширять кинематографические границы проявляются не только в выборе картин, но и в организации фестиваля. Венеция шагает в ногу со временем: с 2007 года вручает квир-приз «Голубой лев» наиболее значимой ленте на ЛГБТ-тематику, не сторонится проектов, выходящих только на стриминговых сервисах, и проводит отдельный конкурс для VR-фильмов. Но внимание многих побережье Лидо в первую очередь приковывает роскошной атмосферой и приглашёнными знаменитостями. А ещё неоднозначными моментами. Например, в 1934 году общественность возмутила обнажённая сцена с актрисой Хедвиг Кислер в «Экстазе» Густава Махаты.
В 1955 году англичанка Диана Дорс на радость публики позировала фотографам в меховом бикини прямо на гондоле. В 2016 году модели Джулия Салеми и Дайан Мелло появились на красной дорожке в откровенных нарядах без нижнего белья, проигнорировав введённый дресс-код из-за произошедшего землетрясения в Италии. Видимо, подобное событие не может обходиться без конфузов и скандальных ситуаций.
Будет ли что-то провокационное на грядущем смотре — неизвестно. Но кинофестиваль, который празднует в этом году 90-летие, обещает быть уникальным: он презентовал мощную программу. Фильмом открытия станет трагикомедия с Адамом Драйвером «Белый шум» Ноа Баумбака.
В основном конкурсе также выступят Алехандро Гонсалес Иньярриту, Даррен Аронофски, Лука Гуаданьино и Эндрю Доминик (с долгожданным фильмом «Блондинка» о Мэрилин Монро в исполнении Аны де Армас). Не будут бороться за награды, но представят работы Оливия Уайлд, Николас Виндинг Рефн и Ларс фон Триер, который привезёт в Венецию третий сезон «Королевства». Всё действие развернётся совсем скоро, а пока остаётся только ждать отзывов критиков и решения жюри во главе с Джулианной Мур, которое, возможно, как случалось уже не раз, всех удивит.
Источник главного фото: https://ria.ru/20200902/kinofestival-1576597421.html