Дайджесты / Кино

«Великая ирония»: осенняя соната Вуди Аллена

«Великая ирония»: осенняя соната Вуди Аллена «Великая ирония»: осенняя соната Вуди Аллена

Вуди Аллен родился на свет, когда школьник Аллен Стюарт Кенигсберг взял псевдоним. Уже тогда талант юноши был заметен: он сочинял шутки для газетных колонок. Несколькими годами позже Вуди начал писать сценарии для ТВ-программ. Затем последовали выступления в качестве комика, публикации рассказов и постановки его пьес на Бродвее. Параллельно самородок развивался в кино, куда он попал, доработав сценарий ленты «Что нового, киска?» (1965). Зрители остались в восторге, а Аллен — нет. Тогда он решил, что отныне режиссурой будет заниматься сам. Воплотить намерение ему удалось уже со следующим проектом — «Что случилось, тигровая лилия?» (1966), и с тех пор он снимал по фильму практически каждый год.

За продолжительную карьеру самый известный невротик Нью-Йорка прославился умением исследовать отношения между людьми через юмор (и создал так называемую «интеллектуальную комедию»), получил четыре статуэтки «Оскар» и, кажется, на пороге 88-летия собрался на пенсию.

Уйти он захотел красиво и выпустил «Великую иронию» — юбилейную, 50-ую по счёту, картину, в которой продолжил кинематографическое путешествие по Европе.

Место действия — Париж. Очаровательной Фанни (Лу де Лааж) очень повезло в жизни: у неё интересная работа, успешный муж Жан (Мельвиль Пупо) и прекрасная квартира в хорошем районе. Только вот молодая женщина заскучала в пресном браке. Одним осенним днём она встречает одноклассника Алена (Нильс Шнайдер), и воспоминания о беззаботной юности толкают её в объятия давнего друга. Внезапная интрижка быстро превращается в опасную игру, когда о романе жены начинает подозревать ревнивый супруг.

Этот драматический триллер с нотками чёрной комедии подарил Аллену возможность осуществить мечту и «побыть» французским режиссёром: всё для фильма (от локаций и актёров до бюджета) он нашёл во Франции.

Важным элементом является и сам Париж, который Вуди, по обычаю, романтизирует, благодаря чему он умело преподносит в лёгкой форме даже серьёзные темы вроде адюльтера.

Премьера «Великой иронии» прошла на Венецианском кинофестивале. После показа в зале на протяжении нескольких минут раздавались овации, которые прервал растроганный Аллен.

Критики уже успели окрестить творение режиссёра одним из лучших его фильмов за последние 20 лет, наряду с «Матч поинт» (2005) и «Жасмин» (2013).

В основном рецензенты хвалят захватывающий сюжет, высокий темп и безмятежный тон повествования, сильный каст, музыкальную и визуальную составляющие. Нашлись и те, кто посчитал ленту вторичной, то есть слишком похожей на предыдущие работы Вуди, хотя для его почитателей это скорее плюс, нежели минус, поэтому они наверняка останутся довольны. 

В интервью, приуроченных к выходу фильма, режиссёр признался, что у него ещё много задумок, но искать на них финансирование весьма проблематично и утомительно. Поэтому в столь преклонном возрасте он уже не уверен, что ему хватит энергии на следующий проект. Вероятно, на положение дел влияет и неутихающий скандал из-за давнего обвинения Аллена в растлении приёмной дочери, который разразился с новой силой в 2018 году. Тогда многие звёзды выразили сожаление о сотрудничестве с постановщиком (например, Тимоти Шаламе и Грета Гервиг), а его картины перестали получать прокат в США. При этом Вуди называет культуру отмены глупостью, уверяя, что в его работе практически ничего не изменилось. Себя же он считает сторонником движения #MeToo, поскольку у него всегда были интересные роли для женщин, и всем участницам съёмочных групп он платил наравне с мужчинами. Вторая причина возможного ухода Аллена из профессии — изменившийся формат премьер: ему совершенно не нравится, когда фильмы почти одновременно выходят на больших экранах и на потоковых платформах. Нельзя исключать, что ранее неутомимый кинодел в будущем изменит решение, а пока у зрителей из России есть шанс насладиться его «Великой иронией», которая появится в официальном прокате 28 сентября 2023 года.