Сейчас время сложное, компании уходят с рынка, малый и средний бизнес в опасности, где работать не всегда понятно. В этой статье мы хотим показать, что порой решение для доходного бизнеса может быть очень интересным. А главное, его создали обычные люди с минимальным стартовым капиталом.
ПОТРЕБНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ
Эдуардо Педернейра
Регион Чукотка у нас, жителей материка, ассоциируется с холодом, северным сиянием и стадами красивых северных оленей. Да, там люди каждый день делают невозможное, с моей, авторской, точки зрения: встают утром, которое зимой от ночи ничем не отличается; идут на работу в добрых ‐50; при замерзшей канализации откалывают лёд, чтобы умыться, и растапливают его на чай или душ.
В этом суровом, хоть и бесконечно красивом, крае, там, где, кажется, вся жизнь глубоко утилитарна, два года назад появился самый настоящий модный магазин. В городе среди бескрайней тундры и суровых правил.
Эдуардо Педернейра раньше работал полицейским, а после перешёл в журналистику. Само собой, профессия была связана с людьми, и ему часто приходилось слышать просьбы отвезти туристов за сувенирами, найти что-то запоминающееся, интересное.
“Обычно люди увозят от нас икру. Но икра — это же то, что обязательно закончится. Поедите её несколько раз — и нет сувенира. А какие-то памятные сувениры в нашем городе были всегда довольно устаревшего формата. Чашки с видами и фото, тарелки, из которых нельзя есть. Или очень дорогие изделия из кости и шкур. Я понимаю, что такие сувениры, как те же тарелки и чашки, не имеют практической ценности и будут собирать пыль в серванте.
В тот год особый упор в развитии региона был сделан на туризм. И Эдуардо сначала хотел, чтобы проектом занимался кто-то другой, а идею он разработал сам. Да, вот так бывает. Пригласил команду дизайнеров, которые отрисовали дизайн. Какое-то время обивали пороги кабинетов, но результата это не дало. И было решено самому браться за дело.”
Эдуардо взялся за изучение процесса. Вникал в стартапы, риски, рассматривал чужие ошибки. Спас краудфандинг и две зарплаты. Всего на старте вложили около 400 000 тысяч рублей.
“Что меня, по-хорошему, глубоко поразило, это то, что на краудфандинговой платформе многие переводили донаты и ставили галочку «мне ничего не нужно, я просто хочу поддержать ваш проект». Наверное, их что-то тронуло в нашей истории, вдохновило. Мы постарались максимально донести, что именно нам важно. Я могу сформулировать это как «потребность гордиться».
Первая партия товара была невелика: 40 футболок, 50 кружек и 40 свитшотов. И те были распроданы до открытия через ту же платформу. Сразу же заказали следующую партию. Теперь в наличии термосы, футболки с вышивкой, кольца (суровые и красивые), подвески, солнцезащитные очки и даже подарочные карты.
А помните, кстати, дикие цены на овощи, фрукты и их качество? Можете предположить, сколько может стоить футболка, если перец 900 рублей за килограмм? Футболка же стоит чуть дешевле двух килограммов перцев —1690 рублей, кружка с забавной этнокартинкой — 650.
Получается, обычные московские цены и никакой дикости. Как это получилось?
Тут надо чётко понимать, что в стоимость скоропортящихся товаров продавец закладывает риски. Вот прошлым летом у нас случился коллапс, когда китайские суда перекрыли пролив. К нам смогли доехать уже по льду. Но овощи, фрукты — почти все сгнило. Подобные ситуации всегда внезапны — их не просчитать. Эти риски и делают продукты дороже. А одежда не пострадает.
Второй момент в том, что я, как уже и сказал, искал сам поставщиков, фабрики, я лично ездил смотреть, трогал эти вышивальные машины. Вот оно! Я не заключил договор с первой загугленной компанией, продающей термосы. Я нашёл фабрику. Термос получился дешевле на 300 рублей, их я заложил в логистику, и так далее.
Тут важно не лениться, просчитывать экономическую модель, не отдавать управление в третьи руки. Все можно было бы сделать проще и даже быстрее, но качество было бы уже не то. Мы находили отдельно людей, которые мастерски отшивали футболки, находили специалистов в вышивке, и так далее. Одну вещь часто делали на разных производствах. И они были у нас по всей России. Сейчас мы оставили контракты только с несколькими из них, решив сузить круг. Для нас делают производства в Москве, Чебоксарах, Перми и Казани. Ткани привозим из Турции.
Получился в результате не просто магазин, а островок притяжения «светской» жизни. В помещении проводились киберспортивные мероприятия, бизнес-завтраки и даже чайные церемонии.
Мне всегда хотелось, чтобы это был не просто магазин, а магазин-студия. И он был таким.”
Сейчас магазин работает без участия Эдуардо. Он помогал другим стартаперам открывать подобные проекты в их регионах. К нему обращались ребята из Кабардино-Балкарии, республики Алтай и Башкирии.
“Мы месяц обучаем, помогаем просчитывать экономическую модель, разрабатываем дизайн, а дальше ребята отправляются в самостоятельное плавание. Более того, магазин планирую продавать, так как сейчас нужны деньги на новые.”
В КИНО МОЖЕТ СНЯТЬСЯ КАЖДЫЙ
Олеся Кашицына
Вы когда-нибудь мечтали сняться в кино? А ваши дети? На самом деле чуть ли не каждый третий ребёнок мечтал в детстве стать актёром или актрисой. Эти мечты решила помочь реализовывать Олеся Кашицына. А началось всё не с большого кино, а с трогательных семейных фильмов.
“Сначала мы снимали небольшие семейные фильмы. Брали архивные фото и видео, говорили с родственниками. А потом поняли, что записывать интервью на обычном фоне — это скучно, стали придумывать декорации, в которых можно было бы записать интервью, а потом пришла идея постановочного кино.
Поток клиентов вырос, стали чаще приходить желающие сняться в кино, создать фильм о своём родственнике или сделать предложение руки и сердца. Чаще всего влюблённые мужчины потом арендуют кинозал, идут туда с девушкой вдвоём, и на экране крутится предложение руки и сердца.
Романтично, дорого и, безусловно, впечатляет.
Приходили подчиненные, желающие заказать фильм для своего босса, в результате успели снять только тизер, потому что обратились за 5 дней до дня рождения. Коллеги сидели в декорации «купе», снимали по мотивам фильма «Назад в СССР» и говорили о своём начальнике. Он удивился почему кино о нем, но он там не играет. В итоге добрался сам.
В другой раз клиент снялся один в 6 ролях, он хотел фильм одного актёра. Его перегримировывали, меняли локации. Он играл и Безумного Шляпника, и Гопника.
В чем удобство проекта, так это то, что локации поменять несложно. 12 декораций находятся в одном зале. Сидишь в баре — сделал два шага, и ты в купе поезда, ещё два — в избушке Бабы-Яги. При таком расположении локация часто пользуется спросом на корпоративы.
Однажды забавно получилось. Гости напились, толком ничего не сняли, но им было весело. Покривлялись перед камерой, пошутили, повеселились. Главное же — это эмоции. А так у нас весь декабрь — это корпоративы. С одной стороны — это профессиональная съёмочная площадка, с другой — мы понимаем, что наши клиенты не актёры, они приехали отдохнуть, повеселиться, получить эмоции. У нас и фуршеты проводятся, постоянные клиенты часто потом зону «бар» специально арендуют для посиделок с шампанским.
Очень часто у нас проводятся квесты и иммерсивные шоу. Если квест — это отгадать, найти, открыть, то иммерсивное шоу — это целый спектакль, внутри которого оказываются игроки. В баре разыгрываются целые перестрелки, например.”
Частые гости и блогеры.
“Да, бывает, что арендуют и снимают, но мы обычно не знаем, что именно. Вообще блогеры — это примерно 60% наших клиентов. За один день можно сняться в очень разных локациях на месяцы вперёд.
Однажды была очень трогательная съёмка для одной бизнесвумен. Она закончила консерваторию и мечтала стать оперной певицей, но не сложилось, и она преуспела в бизнесе. Так вот, мы сняли кино по мотивам её жизни. Она приехала, на съёмочной площадке её встречал профессор консерватории, она сдавала экзамены, играла на пианино.
Огромным спросом кино пользуется и у детей.
Сначала мы ходим по студии, рассказываем, как снимается кино, а потом спрашиваем, кто хочет сам сняться в кино или побыть оператором. Так и получается необычный детский день рождения, где детки актёры, операторы, кто-то — “хлопушка”. Это очень интересно, родители в этот момент находятся за линией камер, у них фуршет и шампанское. Любуются на деток. А после получают настоящий фильм.
Но самый первый слоган: “Семейные воспоминания бесценны”.