Дайджесты / Интервью

Необычный бизнес

Необычный бизнес

Сейчас время сложное, компании уходят с рынка, малый и средний бизнес в опасности, где работать не всегда понятно. В этой статье мы хотим показать, что порой решение для доходного бизнеса может быть очень интересным. А главное, его создали обычные люди с минимальным стартовым капиталом.

ПОТРЕБНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ

Эдуардо Педернейра

Регион Чукотка у нас, жителей материка, ассоциируется с холодом, северным сиянием и стадами красивых северных оленей. Да, там люди каждый день делают невозможное, с моей, авторской, точки зрения: встают утром, которое зимой от ночи ничем не отличается; идут на работу в добрых ‐50; при замерзшей канализации откалывают лёд, чтобы умыться, и растапливают его на чай или душ.

В этом суровом, хоть и бесконечно красивом, крае, там, где, кажется, вся жизнь глубоко утилитарна, два года назад появился самый настоящий модный магазин. В городе среди бескрайней тундры и суровых правил.

Эдуардо Педернейра раньше работал полицейским, а после перешёл в журналистику. Само собой, профессия была связана с людьми, и ему часто приходилось слышать просьбы отвезти туристов за сувенирами, найти что-то запоминающееся, интересное.

“Обычно люди увозят от нас икру. Но икра — это же то, что обязательно закончится. Поедите её несколько раз — и нет сувенира. А какие-то памятные сувениры в нашем городе были всегда довольно устаревшего формата. Чашки с видами и фото, тарелки, из которых нельзя есть. Или очень дорогие изделия из кости и шкур. Я понимаю, что такие сувениры, как те же тарелки и чашки, не имеют практической ценности и будут собирать пыль в серванте.

В тот год особый упор в развитии региона был сделан на туризм. И Эдуардо сначала хотел, чтобы проектом занимался кто-то другой, а идею он разработал сам. Да, вот так бывает. Пригласил команду дизайнеров, которые отрисовали дизайн. Какое-то время обивали пороги кабинетов, но результата это не дало. И было решено самому браться за дело.”

Эдуардо взялся за изучение процесса. Вникал в стартапы, риски, рассматривал чужие ошибки. Спас краудфандинг и две зарплаты. Всего на старте вложили около 400 000 тысяч рублей.

“Что меня, по-хорошему, глубоко поразило, это то, что на краудфандинговой платформе многие переводили донаты и ставили галочку «мне ничего не нужно, я просто хочу поддержать ваш проект». Наверное, их что-то тронуло в нашей истории, вдохновило. Мы постарались максимально донести, что именно нам важно. Я могу сформулировать это как «потребность гордиться».

Первая партия товара была невелика: 40 футболок, 50 кружек и 40 свитшотов. И те были распроданы до открытия через ту же платформу. Сразу же заказали следующую партию. Теперь в наличии термосы, футболки с вышивкой, кольца (суровые и красивые), подвески, солнцезащитные очки и даже подарочные карты.

А помните, кстати, дикие цены на овощи, фрукты и их качество? Можете предположить, сколько может стоить футболка, если перец 900 рублей за килограмм? Футболка же стоит чуть дешевле двух килограммов перцев —1690 рублей, кружка с забавной этнокартинкой — 650.

Получается, обычные московские цены и никакой дикости. Как это получилось?

Тут надо чётко понимать, что в стоимость скоропортящихся товаров продавец закладывает риски. Вот прошлым летом у нас случился коллапс, когда китайские суда перекрыли пролив. К нам смогли доехать уже по льду. Но овощи, фрукты — почти все сгнило. Подобные ситуации всегда внезапны — их не просчитать. Эти риски и делают продукты дороже. А одежда не пострадает.

Второй момент в том, что я, как уже и сказал, искал сам поставщиков, фабрики, я лично ездил смотреть, трогал эти вышивальные машины. Вот оно! Я не заключил договор с первой загугленной компанией, продающей термосы. Я нашёл фабрику. Термос получился дешевле на 300 рублей, их я заложил в логистику, и так далее.

Тут важно не лениться, просчитывать экономическую модель, не отдавать управление в третьи руки. Все можно было бы сделать проще и даже быстрее, но качество было бы уже не то. Мы находили отдельно людей, которые мастерски отшивали футболки, находили специалистов в вышивке, и так далее. Одну вещь часто делали на разных производствах. И они были у нас по всей России. Сейчас мы оставили контракты только с несколькими из них, решив сузить круг. Для нас делают производства в Москве, Чебоксарах, Перми и Казани. Ткани привозим из Турции.

Магазин Эдуардо
Магазин Эдуардо

Получился в результате не просто магазин, а островок притяжения «светской» жизни. В помещении проводились киберспортивные мероприятия, бизнес-завтраки и даже чайные церемонии.

Я всегда топил за креатив, я за то, что мозги ценнее недр, что люди — это те, за кем будущее.

Мне всегда хотелось, чтобы это был не просто магазин, а магазин-студия. И он был таким.”

Сейчас магазин работает без участия Эдуардо. Он помогал другим стартаперам открывать подобные проекты в их регионах. К нему обращались ребята из Кабардино-Балкарии, республики Алтай и Башкирии.

“Мы месяц обучаем, помогаем просчитывать экономическую модель, разрабатываем дизайн, а дальше ребята отправляются в самостоятельное плавание. Более того, магазин планирую продавать, так как сейчас нужны деньги на новые.”

В КИНО МОЖЕТ СНЯТЬСЯ КАЖДЫЙ

Олеся Кашицына

Вы когда-нибудь мечтали сняться в кино? А ваши дети? На самом деле чуть ли не каждый третий ребёнок мечтал в детстве стать актёром или актрисой. Эти мечты решила помочь реализовывать Олеся Кашицына. А началось всё не с большого кино, а с трогательных семейных фильмов.

“Сначала мы снимали небольшие семейные фильмы. Брали архивные фото и видео, говорили с родственниками. А потом поняли, что записывать интервью на обычном фоне — это скучно, стали придумывать декорации, в которых можно было бы записать интервью, а потом пришла идея постановочного кино.

Поток клиентов вырос, стали чаще приходить желающие сняться в кино, создать фильм о своём родственнике или сделать предложение руки и сердца. Чаще всего влюблённые мужчины потом арендуют кинозал, идут туда с девушкой вдвоём, и на экране крутится предложение руки и сердца.

Романтично, дорого и, безусловно, впечатляет.

Приходили подчиненные, желающие заказать фильм для своего босса, в результате успели снять только тизер, потому что обратились за 5 дней до дня рождения. Коллеги сидели в декорации «купе», снимали по мотивам фильма «Назад в СССР» и говорили о своём начальнике. Он удивился почему кино о нем, но он там не играет. В итоге добрался сам.

Советская квартира Олеси Кашицыной

В другой раз клиент снялся один в 6 ролях, он хотел фильм одного актёра. Его перегримировывали, меняли локации. Он играл и Безумного Шляпника, и Гопника.

В чем удобство проекта, так это то, что локации поменять несложно. 12 декораций находятся в одном зале. Сидишь в баре — сделал два шага, и ты в купе поезда, ещё два — в избушке Бабы-Яги. При таком расположении локация часто пользуется спросом на корпоративы.

Однажды забавно получилось. Гости напились, толком ничего не сняли, но им было весело. Покривлялись перед камерой, пошутили, повеселились. Главное же — это эмоции. А так у нас весь декабрь — это корпоративы. С одной стороны — это профессиональная съёмочная площадка, с другой — мы понимаем, что наши клиенты не актёры, они приехали отдохнуть, повеселиться, получить эмоции. У нас и фуршеты проводятся, постоянные клиенты часто потом зону «бар» специально арендуют для посиделок с шампанским.

Очень часто у нас проводятся квесты и иммерсивные шоу. Если квест — это отгадать, найти, открыть, то иммерсивное шоу — это целый спектакль, внутри которого оказываются игроки. В баре разыгрываются целые перестрелки, например.”

Частые гости и блогеры.

“Да, бывает, что арендуют и снимают, но мы обычно не знаем, что именно. Вообще блогеры — это примерно 60% наших клиентов. За один день можно сняться в очень разных локациях на месяцы вперёд.

Однажды была очень трогательная съёмка для одной бизнесвумен. Она закончила консерваторию и мечтала стать оперной певицей, но не сложилось, и она преуспела в бизнесе. Так вот, мы сняли кино по мотивам её жизни. Она приехала, на съёмочной площадке её встречал профессор консерватории, она сдавала экзамены, играла на пианино.

Квартира Кино Олеси Кашициной

Огромным спросом кино пользуется и у детей.

Сначала мы ходим по студии, рассказываем, как снимается кино, а потом спрашиваем, кто хочет сам сняться в кино или побыть оператором. Так и получается необычный детский день рождения, где детки актёры, операторы, кто-то — “хлопушка”. Это очень интересно, родители в этот момент находятся за линией камер, у них фуршет и шампанское. Любуются на деток. А после получают настоящий фильм.

Наш основной вайб: “В кино может сняться каждый”.

Но самый первый слоган: “Семейные воспоминания бесценны”.

Нам близка культура семьи и культура правильных подарков. Будь то биографический фильм про прадеда, история знакомства мамы и папы или съёмки маленького сынишки в его первой роли.