Стивен Кинг — один из самых экранизируемых писателей. По мотивам его книг снято более 100 фильмов и сериалов, а вот по-настоящему удачными считаются единицы. Вспомним пятёрку лучших из них.
«КЭРРИ» (1976)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА С ПРИМЕСЬЮ МИСТИКИ О НЕУМОЛИМОЙ ЖЕСТОКОСТИ
В молодости Кинг работал уборщиком в средней школе, и однажды ему пришлось отскребать ржавчину со стен женского туалета. А в журнале «Live» Стивен прочитал статью о телекинезе и предположении, что такая сила может появиться у девочек в ранний период созревания. Так из сплетения мыслей о буднях подростков и сверхспособностях родилась задумка «Кэрри».
Сюжет: старшекласснице Кэрри приходится тяжко: в школе над ней издеваются сверстники, а дома не даёт покоя строгая мать. В этот сложный момент она открывает в себе дар телекинеза. Теперь её обидчики даже не представляют, что их ждёт.
По признанию писателя ему так и не понравилась героиня Кэрри Уайт, но книга обрела популярность, и в 1976 году вышел одноимённый фильм, ставший первой экранизацией работ Кинга. Фильм Брайана де Пальмы был номинирован на 2 премии «Оскар», прославил Сисси Спейсек, исполнившую роли Кэрри, и до сих пор попадает в списки лучших хорроров, а кровавая сцена в школе на века останется в истории мирового кино.
«ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА» (1994)
ВЕЧНАЯ ОДА СТОЙКОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА
В долгих представлениях этот фильм не нуждается: продолжительное время он держался в зрительских рейтингах на сайтах-агрегаторах на первом месте. Самая известная экранизация Кинга снята по небольшой повести без каких-либо мистических вкраплений, благодаря чему экранному «Побегу из Шоушенка» удалось сохранить важные сюжетные арки и не потерять целостность произведения.
Сюжет: замкнутый Энди Дюфрейна приговорён к пожизненному заключению по обвинению в убийстве жены. В суровых условиях Энди проявляет всю силу характера и не теряет надежды однажды вновь обрести свободу. Фильм Фрэнка Дарабонта получил семь номинаций на премию «Оскар», но не выиграл ни в одной из них. Но бесстрашный Энди Дюфрейн и его несгибаемость в абсолютно безвыходной ситуации уже больше 25 лет находят любовь в зрительских сердцах, и одаривают даже самое отчаявшееся из них неугасающим лучом веры в лучшее будущее, в которое каждый способен прорыть свой туннель, стоит лишь не отступать и запастись терпением.
«ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ» (1999)
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ГРЕХОВНОСТИ МИРА
Вновь тандем Кинга и Дарабонта. Вновь признание критиков и народная любовь. Во многом успех ленты — заслуга прекрасно подобранного актёрского состава, что без устали повторял и сам режиссёр. Одна из главных ролей отошла, пожалуй, самому обожаемому актёру в мире — Тому Хэнксу. Другого значимого персонажа исполним тогда мало кому известный Майкл Кларк Дункан, который так вжился в роль, что доводил почти всю съёмочную группу до слёз своей игрой.
Сюжет: в блоке смертников в федеральной тюрьме каждый заключённый проходит зелёную милю — коридор к месту казни. Не исключение и великан Джон Коффи, который на деле оказывается добряком с невероятным даром. Но сможет ли он избежать наказания?
В фильме, в отличии от многих других, снятых по произведениям Кинга, весь ужас спрятан не в зловещих фантастических тварях, а в самих людях и в отношениях между ними. По-детски наивный и добродушный Коффи видит и чувствует всю человеческую боль, но самые большие страдания доставляют ему жестокость и беспощадность, живущие в сердцах людей. Лента заставляет невольно задуматься над вечными вопросами жизни, смерти, справедливости, долге, совести и о том, что у каждого так или иначе будет своя «зелёная миля».
«МГЛА» (2007)
МРАЧНАЯ ИСТОРИЯ О ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕЙ БЕЗЫСХОДНОСТИ
Фрэнк Дарабонт иногда шутит, что у него самая узкая специализация в мире — мастер по экранизациям книг Стивена Кинга про тюрьмы. После успешных «Побега из Шоушенка» и «Зелёной мили» режиссёр решил расширить свои профессиональные границы, переключился на другие проекты, а затем взялся за постановку «Тумана» Кинга — повести, об экранизации которой он мечтал сразу же после её прочтения ещё в 1980 году.
Сюжет: после урагана на городок опускается неестественный туман. Совсем скоро становится ясно: он скрывает что-то опасное. В этот момент несколько героев оказываются заточены в супермаркете и пытаются понять, что же им делать дальше.
По привычке Дарабонт опять выступил не только в роли режиссёра, но и работал над адаптацией сценария. И не побоялся сильно видоизменить финал, который Кинг оставил открытым. Фрэнк же подумал, что так не годится, его фильм не потерпит неопределённости и в концовку необходимо добавить нерва. Многие зрители, а вмести с ними и Стивен, по достоинству оценили смелый финт: врезающийся в память финал надолго оставляет отпечаток разрывающего душу отчаяния.
«ОНО» (2017)
УЖАСТИК О ДЕТСКИХ СТРАХАХ И ИХ ОТГОЛОСКАХ
Даже если пытаться держаться подальше от всех книг и фильмов жанра ужасов, сложно не наткнуться на клоуна Пеннивайза. Пожалуй, это один из самых узнаваемых персонажей, созданных Кингом. Не удивительно, что такого колоритного и запоминающего антагониста кинематографисты захотели оживить на экране.
Сюжет: группа из 7 ребят начинает расследование из-за пропажи детей в их городе. Им предстоит повстречаться со злобным существом по имени Пеннивайз, и чтобы его одолеть героям придётся столкнуться со своими главными страхами.
В книге юность героев выпадает на 1958 год, но в фильме действия перенесены в 1989, который в памяти многих зрителей куда свежее, а культурные отсылки того времени понятнее. К тому же подогретый интерес к героям-подросткам и эстетике 80-х после сериала «Очень странные дела» сыграл фильму на пользу. Да и как можно не сопереживать группе отчаянных тинейджеров, которые борются с древним монстром и смотрят на свои страхи широко распахнутыми глазами? Успех ленты был практически неизбежен, и мировые рекорды по кассовым сборам тому подтверждение.