Дайджесты / Кино

Фильмы и сериалы про токсичных матерей

Фильмы и сериалы про токсичных матерей

Задача родителей — обеспечить ребенку прочную привязанность, которая послужит ему в дальнейшей жизни опорой.

Мама – проводник в жизнь каждого человека. Все представления о жизни и о себе в целом формируются в нашем сознании исходя из семейных установок и ценностей. Задача родителей – обеспечить ребенку прочную привязанность, которая послужит ему в дальнейшей жизни опорой.

Однако родителей не выбирают.

К большому сожалению, самые тяжелые психологические травмы и комплексы – родом из детства.

Зачастую они появляются на фоне нездоровых отношений с матерью. Мы собрали подборку лучших, по-нашему мнению, фильмов, где режиссеры максимально показательно и ярко раскрыли проблематику токсичных отношений с матерью.

Дикая Грация (2007)

Англия 1972 год. Молодая супружеская пара ведет аристократический и праздный образ жизни, вращаясь в высших кругах Лондона. Они наслаждаются уровнем своей жизни, вседозволенностью и раскованностью, которая помимо страсти в отношениях, включает в себя и случайные романы на стороне. Барбара (Джулианна Мур) недавно родила сына Энтони, который большую часть времени проводит с няней. Фильм показывает жизнь маленького Энтони с рождения до взросления.

Картина, излюбленная кинокритиками, постоянно собирает спорные отзывы. Одни винят фильм в излишней пошлости, другие – в затянутости сюжета. Фильм действительно может показаться слегка затянутым, но вот с пошлостью вопрос неоднозначный. Он скорее не пошлый, а очень смелый! Не стоит забывать, что фильм снят по реальным событиям; и многие выражают огромную благодарность режиссеру, что он решился показать правду, какой бы она ни была.

Взрослея, Энтони становится свидетелем родительских скандалов и приступов ревности. Он поневоле считывает настроение матери, которая чаще принимает роль жертвы, и впитывает все происходящее между родителями. Позже он понимает, что его все больше влечет к юношам, а не к женскому полу.

Тут мы вспоминаем Зигмунда Фрейда, который еще в 1924 году говорил в своей теории Эдипова комплекса: если мать в детстве мальчика представала в излишне сексуальных образах или ребенок был свидетелем сексуальных сцен, то чужое женское тело будет ассоциироваться именно с материнским. В таком случае, здравый юноша в высокой вероятности не сможет состоять в отношениях с женщиной.

Барбара, замечая увлечения сына, пытается разубедить его, совершает безумный и отчаянный поступок. Расплата за него не заставит себя ждать. Финал фильма довольно предсказуем, за что был раскритикован в очередной раз. Однако если вы решились на просмотр, обязательно дождитесь финальных документальных кадров, где рассказывается, как закончилась жизнь главного героя.

Кадр из фильма "Дикая Грация"
Кадр из фильма «Дикая Грация»

Белый Олеандр (2002)

Психологическая драма, снятая по книге Джанет Фитч, в актерском касте трио из голливудских блондинок: Мишель Пфайффер, Рене Зельвегер и Элисон Ломан. Атмосфера кино слегка меланхоличная, местами монотонная, но наглядно показывает токсичные взаимоотношения матери и дочери и подмену ролей в них. Всю сознательную жизнь молодая художница Астрид (Элисон Ломан) пытается помочь матери исправить ее ошибки, быть рядом в трудные минуты. Мать Астрид (Мишель Пфайффер) в порыве гнева отравляет своего возлюбленного цветочным ядом – белый олеандр.

После этого необдуманного поступка жизнь обеих идет под откос. Маленькая девочка попадает в приют, а оттуда – в разные приемные семьи, пока не встречает Клэр (Рене Зеллвегер), которая всегда мечтала стать матерью. На первый взгляд кажется, что жизнь Астрид наконец налаживается. Но даже находясь в заключении, мать Астрид удается влиять на дочь, продолжая психологически давить на нее и отравлять ей жизнь.

Кадр из фильма "Белый Олеандр"
Кадр из фильма «Белый Олеандр»

Мамочка (2014)

“Любить – не значит спасать”.

“Мы с тобой ближе, чем мужчина с женщиной“.

Ксавье Долан – один из самых молодых и модных режиссеров арт-хаусного кино, получивший награды на Каннском кинофестивале. Взаимоотношения матери и сына – излюбленная тема режиссера, причем зачастую без отцовской фигуры в сюжете.

“Мамочка” – пятый полнометражный фильм Долана не стал исключением. В центре сюжета — “безбашенная” мать, взявшая из приюта мальчика с синдромом СДВГ. Два человека с сильным и нестабильным характером пытаются существовать вместе. Их отношения построены на очень сильной привязанности, бешеном темпераменте и нескончаемом потоке самых разных эмоций.

Картина великолепна, игра актеров превосходна, очень естественна и держит внимание зрителя с первых минут. Отдельного внимания заслуживает операторская съемка, снятая в стиле “окно Инстаграм”, а также саундтреки. Держите приложение Shazam поблизости, ибо музыку из фильма сразу после просмотра хочется слушать вновь. Если вам интересна тема токсичных взаимоотношений родителя и ребенка, обязательно посмотрите другие работы этого гениального режиссера!

Кадр из фильма "Мамочка"
Кадр из фильма «Мамочка»

Тоня против всех (2017)

“Строгость – это мой тебе подарок“.

Биография американской фигуристки Тони Хардинг в духе черной комедии, снятая режиссером Крейгом Гиллеспи. Фильм получил немало номинаций и наград, но при этом и много противоречивых отзывов. Одни критикуют картину за то, что Марго Робби (Тоня) неправдоподобно загримировали: что в 23, что в 46 она выглядит в кадре одинаково. Да и многие не прониклись игрой актрисы, якобы ее милая мордашка не вызывает сочувствия. Другие критикуют режиссера, который решил показать драматичную историю с комедийными вставками.

Мы же хотим обратить внимание зрителя на главное: отношения Тони и матери. Эллисон Дженни, сыгравшая мать главной героини, как будто списана с методичек психологов, очень показательно и точно сыграла токсичную и озлобленную мать. Она постоянно критикует дочь, лишает ее похвалы, даже когда та побеждает на соревнованиях.

Фильм основан на реальных событиях, режиссеру прекрасно удалось погрузить зрителя в атмосферу 90-х годов. Все предусмотрено до мельчайших деталей, вплоть до манеры общения героев! Не говоря уже о стилистах и визажистах, которые поработали над образами на славу! Русское название фильма (оригинальное название “I, Tonya!“) наиболее четко раскрывает суть: Тоня действительно на протяжении всей жизни идет против всех принципов и правил как в спортивной карьере, так и в личной жизни.

Это кино совершенно точно можно назвать мотивирующим. Тоня борется всю свою жизнь за победу на льду, за признание зрителей и, конечно, за любовь матери. Может показаться, что такая грозная мать только закалила характер дочери, и благодаря ей она стала чемпионкой. Однако, счастлив ли по-настоящему человек, которому приходится идти напролом и быть против всех всю свою жизнь?

Кадр из фильма "Тоня против всех"
Кадр из фильма «Тоня против всех»

“Притворство” мини сериал (2019)

Это история про отношения матери и дочери, основанная на реальных событиях, когда-то потрясла весь мир. Это была картина идеальной любящей матери, посвятившей свою жизнь дочери, которой требуется круглосуточный уход. Вся Америка с восхищением наблюдала, как эта семья борется с тяжелой болезнью. Они были участниками ток-шоу, про них писали все СМИ. Однако, внезапный трагический и ужасающий исход этой истории потряс весь мир!

В центре сюжета мать, страдающая синдромом Мюнхгаузена, ухаживает за якобы больной дочерью, прикованной к инвалидному креслу. Это показательная история материнской гиперопеки, когда жажда контроля переходит все границы. У девочки напрочь отсутствует эмоциональная зрелость, не сформирована привязанность и сепарация, которой она так жаждет.

Восхитительно снятая психологическая драма-триллер захватывает с первой серии и постепенно погружает в нагнетающую атмосферу. Эстетическая часть сериала тоже на уровне: бесподобная игра актеров, как будто они играют сами себя, захватывающие кадры и саундтреки.

Это тот случай, когда отношения с матерью — тюрьма для ребенка.

Кадр из фильма "Притворство"
Кадр из фильма «Притворство»