Дайджесты / Кино

Джейн Глазами Шарлотты

Джейн Глазами Шарлотты

Шарлотта Генсбур — знаковая фигура в европейской культуре. Она — актриса, главная звезда нескольких фильмов Ларса фон Триера. Она — обладательница серебряной ветви Каннского кинофестиваля и номинантка на престижные премии. Она — певица, благотворитель, жена и мама. А с недавних пор ещё и режиссёр. Дебют Шарлотта посвятила самой первой исполненной роли — дочери известных родителей, Сержа Генсбура и Джейн Биркин. Её отца уже давно нет в живых, а отношения с матерью проходили разные, непростые этапы. Именно о ней Генсбур сняла документальный фильм “Джейн глазами Шарлотты”, который выходит в российский прокат 7 июля. 

Биркин
Джейн Биркин

Всем неравнодушным к моде хорошо известно имя Джейн Биркин: именно в её честь названа востребованная модель сумки марки Hermès. Англичанка набрала популярность ещё в конце 60-х благодаря участию в культовом фильме Микеланджело Антониони “Фотоувеличение”. Она не постеснялась обнажиться для роли, и подобный рискованный (особенно для тех времён) шаг моментально принёс плоды: актрису завалили предложениями в кино и рекламе. По-настоящему прославил Биркин союз с Сержем Генсбуром, с которым они были одной из самых знаменитых и эффектных пар прошлого века. Возлюблённые познакомились в 1968 году на съёмочной площадке ленты “Слоган”. Ей было 22, ему — 40. Она была только в начале пути, а его уже тогда называли гением и легендой Франции. Джейн и Серж сперва не ладили, но работа их сблизила, и они стали неразлучны: продолжали вместе сниматься, записывали песни и щеголяли на красных дорожках. Но в разы сильнее общественное внимание приковывало их скандальное поведение. 

Они не раз прилюдно ссорились и выясняли отношения, но быстро мирились и прощали друг друга. Пылкость и крайность чувств отражались в совместном творчестве. Их композиция “Je t’aime… Moi non plus” (“Я тебя люблю… Я тебя тоже нет”) была настолько откровенной, что папа римский даже её запретил. Серж посчитал это отличным пиаром. Как вспоминает Шарлотта (дочь пары родилась в 1971 году), подобным поведением Генсбур проверял границы дозволенности. К неоднозначному клипу отца “Lemon Incest” (“Лимонный инцест”), где они вместе лежали в постели, и который вызвал дискуссии о допустимости и этичности, она относится как к художественной провокации. Считает, родители вели такой публичный образ жизни, чтобы испытывать себя и становиться смелее.

Поэтому для Шарлотты, которая с юных лет привыкла быть на виду, возможно, нет более естественного способа признаться матери в любви, как посвятить ей документальный фильм

женщина кадр из фильма
Кадр из фильма

Названием картины Генсбур отсылает к другой ленте о Биркин — “Джейн Б. глазами Аньес В.” 1987 года. Тогда режиссёром выступила Аньес Варда — участница “новой волны”, чьё искусство часто граничило с экспериментальным. Она и для этой биографической ленты придумала своеобразную форму: микс реальности и вымысла, где Биркин предстаёт в различных состояниях и амплуа (от Жанны д’Арк до подружки Тарзана). В этом калейдоскопе ролей и скрыта подлинная Джейн. Шарлотта же для своего проекта выбрала классический путь: она сопровождала мать в турне, интервьюировала её. Для Генсбур было важно раскрыть Биркин — женщину и личность, а не Биркин — икону стиля и творческую единицу. Шарлотта хотела показать, какая Джейн сейчас, чем она живёт и дышит, сделать не комплементарный фильм, а скорее непосредственный и настоящий. 

“Джейн глазами Шарлотты” намного глубже, чем способ подглядеть за отношениями в звёздной семье. Картина затрагивает более тонкие материи.

В первую очередь, это не диалог двух актрис, повседневность которых освещена вспышками фотокамер, это искренний разговор матери и дочери, двух взрослых женщин

Они обсуждают то, что не могли сказать долгие годы. Задают вопросы, которые давно таились в душе, но не произносились вслух. Делятся ответами, до сих пор не слетавшими с губ. Генсбур откровенничает: поначалу между ней и Джейн была неловкость, отчасти граничащая со стыдом. Они отдалились друг от друга ещё после смерти старшей дочери Биркин — Кейт, которая много значила для Шарлотты. Съёмки ленты приостановили почти на 2 года, но после перерыва обе поняли, что им стоит продолжать. Так постепенно работа над фильмом превратилась в совместный поиск утраченной близости и теплоты. 

две женщины кадр из фильма
Кадр из фильма

“А я вообще стремлюсь туда, где меня не ждут” — фраза Шарлотты Генсбур, которая звучит как жизненное кредо. Наверное, в режиссуре её тоже никто не ждал, но она не побоялась расширить личные рамки привычного и даже представила фильм на Каннском кинофестивале в прошлом году. Критики оказались снисходительны. Они отмечали небрежный, порой неуклюжий стиль повествования, но трогательность, легкая провокационность и мягкая поучительность ленты многих подкупили. Понять их несложно.

“Джейн глазами Шарлотты” — медленное и неторопливое кино, которое подталкивает каждого зрителя к вечным вопросам отцов и детей. Оно побуждает окинуть взором собственный опыт и, быть может, что-то в нём изменить. Или как минимум поговорить с мамой, у кого есть такая возможность